2022-6-22 12:40 |
Юбилейная в этом году дата — очередной повод поговорить о поэте-символисте наедине и со всеми. Он жил на изломе двух веков, двух эпох, двух миров. Поэт-звезда, переводчик, эссеист, революционер, консерватор, христианин, друг, товарищ, патриот, но, прежде всего, он наш земляк.
Человек, прославивший Шую одним только рождением на нашей земле. К поэту Бальмонту до сих пор двойственное отношение – от восторженного до полного неприятия. Так бывает со всеми великими.
Программа праздника поэзии на шуйской земле в этом году, как и всегда, была насыщена встречами, событиями, научными конференциями, экскурсиями и, конечно же, солнечными стихами Бальмонта, бардовской песней. Родственники поэта, ученые, гости города и все любители поэзии Серебряного века приняли участие в торжествах. В выступлении поэтов и лауреатов литературных конкурсов России приняли активное участие, в частности, члены литературных объединений города. Но праздник – это еще и возможность вспомнить о том, с чего все начиналось, как возрождалось имя поэта-символиста в Шуе.
Имя Константина Бальмонта горожанам вернул шуйский краевед Игорь Смирнов, хотя к тому времени Сухаревым уже была написана первая диссертация, а в ивановской прессе попадались редкие статьи Куприяновского. Но именно Смирнов приложил массу усилий, весь свой исследовательский талант, дотошность и упорство характера в поиске поэтического наследия поэта и его родового имения. Первые Бальмонтовские чтения на улице Садовой прошли также с легкой руки Игоря Смирнова. Им же предпринимались отчаянные попытки сохранить остатки старого мира, того, что поэт называл лучшими учителями: «сад, лес, ручьи, болотные озерки, шёпот листвы, бабочки, птицы и зори».
Наступил Серебряный век русской поэзии. Россия погрузилась в чарующие звуки и загадочные образы поэтов-символистов. По словам Надежды Лохвицкой, «…Россия была именно влюблена в Бальмонта. Все от светских салонов до глухого городка где-нибудь в Могилевской губернии знали Бальмонта. Его читали, декламировали и пели с эстрады. Кавалеры нашептывали его слова своим дамам, гимназистки переписывали в тетрадки…» Не менее интересное суждение оставила нам и Марина Цветаева: «Если бы мне дали определить Бальмонта одним словом, я бы, не задумываясь, сказала: Поэт. . . Этого бы я не сказала ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Маяковском, ни о Гумилеве, ни даже о Блоке, ибо у всех названных было еще что-то кроме поэта в них… В Бальмонте, кроме поэта в нем, нет ничего… На Бальмонте – в каждом его жесте, шаге, слове – клеймо – печать – звезда поэта».
Но Серебряный век прошел, унося с собой старый миропорядок, а вместе с ним возвышенность, чувственность и одухотворенность. На смену ему пришли новые поэтические формы, рожденные жесткостью и одномерностью революционного времени, способного разрушить не только государство, но и искусство. Это было время, когда, говоря словами Высоцкого, «ветер дул – и расплетал нам кудри, и распрямлял извилины в мозгу». Мы не заметили, когда лишились чувства прекрасного и перестали стремиться к красоте. К той красоте, о которой Достоевский сказал, что она спасет мир.
Нас уже не тревожат вешнее журчание ручья, пение птиц, запах трав, пышный сад, рассветы и закаты, радуга над рекой. Ведь в городе живут другие краски, запахи и звуки. Мир бальмонтовского стиха мы променяли на мир вещей. А вот Игорь Юрьевич Смирнов, открывая нам заново имя Константина Бальмонта, пытался вернуть очарование прошлого. Сам как колосок на родной ниве, зернами питающий наши умы, он чувствовал в стихах великого земляка завораживающую магию. И ему можно верить, ведь он родом из учительской семьи, воспитанный на музыке и литературе.
В 2022 году исполняется 80 лет со дня смерти К. Д. Бальмонта. Умер поэт во французском городке Нуази-ле-Гран и похоронен на старом кладбище. Он очень хотел вернуться в Россию, увидеть Шую, поклониться могилам родителей. Но дорога домой была для него закрыта. Как считал Игорь Смирнов, это произошло из-за написанного им стихотворения, в котором звучат крамольные для новой власти строки.
Люба мне буква «Ка»,
Вокруг неё сияет бисер.
Пусть вечно светит свет венца
Бойцам Каплан и Каннегисер.
И да запомнят все, в ком есть
Любовь к родимой,
честь во взгляде,
Отмстили попранную честь
Борцы Коверда и Конради.
В этом стихотворении поэт показывает свое отношение к вождю мирового пролетариата В. И. Ленину и его политическим соратникам. Константин Бальмонт с радостью в сердце встретил февральскую революцию, как, впрочем, и многие его соотечественники. В стране назрели перемены, они были очевидны. К Октябрьской революции отношение у него было совсем другое. Бальмонт обладал пророческим чутьем, сравнивая революцию с грозой в природе. Только в природе гроза – явление обновляющее, а в обществе она становится «вихрем разрушения».
Не будем строго судить поэта, нас не было тогда. Но будем беречь память о нашем великом земляке. И праздник поэзии, который с каждым годом только расширяется и стал уже всероссийским, – замечательный вариант по ее сохранению, изучению творчества поэта и популяризации его имени.
.Подробнее читайте на sizvestiya.ru ...