2021-6-10 12:35 |
Селяне делятся воспоминаниями о Ливерии Потемкине, который долгие годы был управляющим Введенского отделения совхоза «Шуйский» Иногда становится несказанно жаль, что ты упустила момент и вовремя не познакомилась с интересным человеком.
Такая мысль возникла у меня, когда в редакцию обратились старожилы села Введенье с огромной просьбой написать о Ливерии Константиновиче Потемкине, который недавно скончался. Чем больше я слушала воспоминания о нем, тем ярче и фактурнее выступал его образ - крепкого хозяйственника, неутомимого новатора, справедливого руководителя, неравнодушного соседа, прекрасного семьянина, нежного отца и заботливого дедушки.
10 мая в возрасте 92 лет Ливерия Константиновича не стало. И хотя он с 1985 года жил с дочерью и внучкой в Шуе, у меня сложилось впечатление, что и селяне, и его семья осиротели с его кончиной.
«Сам Ливерий Константинович из Введенья, с детства прирос к нашей земле. Ведь не зря же говорят, где родился, там и пригодился. Работал Потемкин в селе управляющим отделения совхоза «Шуйский». Трудолюбивый, отзывчивый, внимательный. Всегда работал на совесть. Старался для родного села. И действительно, от работы совхоза во многом зависело благополучие его жителей. Если нужно было вспахать землю в наших огородах или скотину сеном обеспечить, купить дрова для печки, то всегда можно было обратиться к управляющему, он никогда не отказывал», - вспоминает Ирина Николаевна Кочина, жительница Введенья.
«Управляющий нашего совхоза всегда работал наравне со всеми и даже больше. Бывало, придешь на работу к пяти утра, а он уже здесь. Работал на износ, совсем не берег себя, потому что осознавал, какая ответственность на нем лежит. Поэтому и отделение у него было передовое, а он был самым лучшим руководителем из всех отделений совхоза «Шуйский», - рассказывает Вера Борисовна Потемкина, бывший бригадир животноводства в Введенском отделении совхоза.
С пожелтевших снимков в старом потертом альбоме, который открывает Валентина Ливерьевна Крылова, на меня смотрит уставший молодой мужчина, который, видимо, пришел с работы. Но у него нет сил зайти в дом, поэтому он присел на лавочку. На других фото он, положив голову на скрещенные руки, отдыхает после трудного дня.
«Отец всегда был на работе, он ей горел. Уходил в совхоз, когда мы с сестрой еще спали, а приходил, когда уже заснули. Но не помню, чтобы мама когда-нибудь выражала недовольство по этому поводу. Вообще не припомню, чтобы они когда-нибудь ссорились. Она была за папой как за каменной стеной. Но каждый из них занимался своим делом: мама была учительницей в школе, папа работал в совхозе. Мы всегда чувствовали, что он нас очень любит», - вспоминает Валентина Крылова, дочь Ливерия Константиновича.
«В Введенском отделении совхоза во времена Потемкина трудились больше 100 человек. Я 35 лет отработала в сельском хозяйстве, но лучшего времени не припомню. На дворах тогда была идеальная чистота. В коллективе старались соблюдать строгую дисциплину и порядок, поэтому работать нам было легко,- говорит Ольга Петровна Кокурова, бывший зоотехник. – Особенно строг Ливерий Константинович был с теми, кто приходил с похмелья. Если заметил эту оплошность, говорил: «Последнее предупреждение!» В следующий раз, если провинность вновь обнаруживалась, работника увольняли. Так что с пьянством он вел непримиримый бой!
Ливерий Потемкин был новатором, он оставил нам в Введенье замечательную злаковую траву суданку, которую начали сажать именно при нем. Ее выращивали на полях как кормовую культуру. Если я ее сейчас вижу на своем участке, выдергиваю, корни обрубаю, мою и бросаю своей корове. И всегда в мыслях благодарю нашего управляющего».
«При Ливерии Константиновиче я сначала работал комбайнером, а в 1985 году, когда он переехал в Шую, я пришел на его место, - говорит Олег Геннадьевич Пряженцев, бывший управляющий Введенского отделения совхоза «Шуйский». – Помню его как жесткого, но справедливого, пробивного и заботливого руководителя. Для рабочих в селе тогда активно строилось жилье. В строй было введено 20 жилых домов, в том числе восьмиквартирный, две водонапорные башни и водопровод, который обеспечивал водой жителей села, ферму, телятники. Сейчас водопровод сохранился на трех улицах села. Много всего было построено: склад, зерноочистительный комплекс, установка для производства витаминно-травяной муки, телятники, животноводческий комплекс, гараж для автотракторного парка.
Ежегодно в хозяйство спускался план по производству мяса, молока, зерна, картофеля, который нужно было обязательно выполнять. Введенское отделение выращивало, в основном, зерновые, кормовые культуры и картофель. И всегда было в передовиках.
При Потемкине была проведена механизация хозяйства: с лошадиной тяги перешли на механическую. В совхозе было два десятка тракторов, 2-3 автомобиля, комбайны картофельные и зерноуборочные, много прицепной техники».
Прошло уже больше 36 лет с тех пор, как Ливерий Константинович переехал в Шую, а жители Введенья до сих пор вспоминают его добрым словом. В городе Потемкин поступил на должность главного агронома в главной усадьбе совхоза «Шуйский», где он трудился до пенсии. Выйдя на заслуженный отдых, Ливерий Константинович продолжал работать, несмотря на подкосившееся здоровье и инфаркт. Для многих Ливерий Потемкин был человеком, на которого хотелось равняться, а вот в семье этот строгий руководитель был другим.
Рано похоронив супругу, он постарался заменить двум дочерям мать. «Мне исполнилось 17 лет, когда мамы не стало, поэтому папа всю жизнь был для меня всем. Дома я никогда не слышала, чтобы он даже повышал голос. Но я всегда старалась сделать так, чтобы он остался доволен. Он никогда не навязывал свою точку зрения, но если я просила у него совета, то он его охотно давал. В нем было много мудрости, и мы это ценили, - говорит его дочь Валентина Крылова. - Когда в 1985 году я вышла замуж, отец не захотел оставаться один в Введенье, поэтому мы переехали в Шую. Через год после замужества мы с супругом стали жить с отцом. Несмотря на его крутой характер, с зятем под одной крышей он прожил 14 лет без ссор и недомолвок. Отец всегда был моей опорой, помогал растить и воспитывать мою дочь Фаину».
Сейчас Валентина Ливерьевна живет с дочерью и внуком Костей, который был настоящей гордостью и отрадой для прадедушки. Он приучал его к мужским делам: вместе они возились в гараже с машиной, играли в шахматы и шашки, делали уроки. До восьмидесяти лет Потемкин был активным автолюбителем и часто садился за руль.
Еще он по давней привычке до последнего обо всех заботился. Когда в магазин за продуктами ходить стало уже не по силам, Ливерий Константинович все равно старался быть полезным - он следил за своевременной оплатой квитанций за коммуналку. «Все подсчеты делал в уме, что, вероятно, позволило сохранить ему ясность рассудка, - говорит Валентина Крылова. - Папа — это сама мудрость и любовь по отношению к нам, своей семье!»
.Подробнее читайте на sizvestiya.ru ...