2022-8-13 08:29 |
О первых археологических находках на территории Крестовоздвиженского храмового комплекса На территории Крестовоздвиженского храмового комплекса многолюдно, идут археологические раскопки.
Не первый день трудится команда шуйской археологической экспедиции и историко-археологического клуба «КЛИО» Центра детского творчества под руководством Ольги Несмиян. Специалистам помогают волонтеры из числа прихожан и просто неравнодушные шуяне, желающие приобщиться к истории родного города.
Шурфы заложены по периметру комплекса. По преданиям, слева от входа на территорию комплекса отдельно стояла древнейшая шуйская церковь в честь святых князей Бориса и Глеба. Здесь шурфы достигают глубины 2 метров.
Антон Боков выполняет работу, точно следуя археологической методике. Каждый пласт фиксируется, фотографируется и отрисовывается. Брат Антона Никита работает в шурфе, разбитом на месте колокольни. Нашел монету 1821года, нательный крестик и изразцы.
Интересных находок ожидает от раскопок и Сергей Горбунов. Только макушку головы паренька видно из шурфа. Работа на раскопках рутинная, тяжелая — орудовать на жаре лопатой не каждый сможет, да и не каждый захочет. «У меня героические воспитанники, - восхищенно произносит Ольга Несмиян, оценивая вклад каждого участника экспедиции. - Так проводить каникулы может не каждый!».
Тщательно, сантиметр за сантиметром, исследует слои земли Алексей Возилов. Он уже опытный археолог, в команде Ольги Несмиян работает семь лет. Пришел в клуб школьником, сейчас студент Ивановского энергоуниверситета, но летом продолжает участвовать в экспедициях. За плечами юноши – участие в раскопах Клочкова, Суздаля, Плеса.
Мне, человеку не посвященному в тайны археологии, не понять, что скрывается за каждым новым слоем земли. А Алексей, словно книгу, «читает» историю. «Всё достаточно просто. Стоит хорошенько зачистить лопатой слой, и вы увидите много удивительного. Вот, к примеру, красное пятно — это глина, кирпич. Черное пятно — уголь. Значит, здесь что-то жгли. Пока раскопал только первый слой, все перемешано. Поглубже будет более четкий рисунок», - рассказывает Алексей Возилов.
Находки парень складывает в коробку, представляющие ценность упаковывает в пластиковые пакеты. Обязательно подписывает и проставляет дату. «Это верхний слой — уровень советского периода. Только косточку нашел. Отложу ее, потом покажу Ольге Альбертовне. Не знаю, представляет ли она какой-либо интерес для истории. А вот с каждым новым уровнем будет интереснее», - рассуждает Алексей, активно работая лопатой.
Археологи трудятся на территории храмового комплекса по приглашению настоятеля – отца Давида. Священнослужитель в ближайшем будущем планирует воссоздать и отдельно стоящую колокольню. Раскопки нужны еще и для того, чтобы оценить состояние сохранившегося фундамента.
«Для меня это предложение стало возможностью посмотреть сохранность культурного слоя. По письменным источникам мы знаем, что в 1693 году на месте старого кладбища был построен каменный храм. И вокруг нового каменного храма организовалось новое кладбище, на котором были похоронены известные люди города А. А. Посылин, П. И. Гундобин. При проведении полномасштабных исследований будет необходимо работать с антропологами», - рассказала Ольга Несмиян.
Первые шурфы заложили в соответствии с историческим планом зданий комплекса. Выкладку плана 1929 года помог сделать археологам Дмитрий Черниховский. Специалисты изучили план и рассчитали место положения колокольни. Уже в самом начале работы был обнаружен контур храмовой ограды шириной 70 см. Кладка стены во многих местах перебита фундаментами советских построек. Шурфы ещё не докопаны, но археологи уже могут говорить о многократной застройке. В этих пластах найдены изразцы - плитки из белой глины советского периода, фрагменты изразцов с бело-голубой росписью относятся к концу XIX века.
Интересно, что наши предки очень рачительно относились к строительному материалу, ничего не выбрасывали. Например, огромные кирпичи-«лапти» длиной 28 см использовали в кладке храмовой ограды. В XIX веке такие «лапти» уже не делали.
«Здесь вы видите надгробие со старого кладбища. Оно тоже активно пошло в дело. Стало основанием фундамента. Это не погребение, а надгробный белокаменный памятник. Мы заложили шурф, чтобы посмотреть состояние фундамента и его глубину», - пояснила Ольга Несмиян.
Все разрозненные человеческие останки, найденные при раскопках, будут перезахоронены. Об этом позаботится отец Давид. Другие находки пополнят экспозицию Литературно-краеведческого музея К. Бальмонта.
.Подробнее читайте на sizvestiya.ru ...