
2025-11-14 12:37 |
Рассказываем о проблемах, с которыми сегодня столкнулась большая царская дорогаПутешествие по старинному Аракчеевскому тракту из Васильевского в Дунилово хотя бы раз в год уже стало для меня традицией.
Двадцать километров тракта хороши в любые погоду и сезон, но для меня он особенно привлекателен весной и осенью. Поэтому с моей неизменной спутницей Галиной Рэмовной Остапьевой идем туда в начале ноября.
Природные краски уже совсем приглушенные: серые, желтые, но больше коричневые. И небо с утра, улыбнувшись солнечным лучиком, вновь нахмурилось. Главное — тепло, тихо, нет дождя. Из Васильевского выходим рано — в восемь утра. Дорога знакомая, трава уже полегла, поэтому идти легко. Буквально за нами по пятам на УАЗике спешат охотники. Недоверчиво покосились в нашу сторону, посмотрели и проехали, а чуть дальше встали на точки. Видимо, кабана поджидали.
До Пшениснова дошли быстро. Могучие вязы, протянувшиеся далеко, вдоль всей деревни, провожают нас дружным шумом уже голых ветвей. Удивительно, какой длинной была эта деревня, около двух километров. Остановившись у бобровой запруды, удивились, насколько она обмелела. Это место очень живописно летом, когда цветут купальницы, зеленеет трава и белеют березки. Но теперь ноябрь. А день его короток, поэтому без задержки двигаемся дальше.
До урочища Орлиха еще несколько километров. Добравшись туда, спешим перейти на дуниловский участок — загадочный, темный, интересный. На мой взгляд, именно эта часть пути – изюминка Аракчеевского тракта. И по характеру местности он совершенно противоположный васильевскому. Полчаса отдыха и перекус, а затем - снова в путь. Здесь дорога с самого начала кое-где топкая, а чем ближе к болоту, тем чаще и глубже попадаются колеи. В некоторых местах даже внедорожнику было бы трудновато проехать. Кажется, что высоченные ели по бокам дороги готовы шагнуть навстречу и преградить тебе путь. На этом участке тракта словно в волшебную сказку попадаешь.
Рассуждаем с Галиной Рэмовной о том, какой прекрасный туристический маршрут — Аракчеевский тракт! Сколько интересных локаций здесь можно было бы придумать. Почему бы не проводить спортивные мероприятия — трейлы, ориентирование, бушкрафты (несколько дней выживания в дикой природе вдали от цивилизации) и свимраны (соревнования, в которых плавание сочетается с бегом). Для любителей «нарезать» километры - пешеходный маршрут давно проложен! Можно проводить тур выходного дня для грибников. Да и охотники в этих местах, похоже, - частые гости.
А какие увлекательные исторические экскурсии с привлечением краеведов, историков, активистов, которыми богата шуйская земля, можно здесь организовать. Гастрономические вылазки с костерком и гитарой у дымящегося котелка – это тоже круто! На свежем воздухе на открытом огне столько всего вкусного можно приготовить! Взрослые вспомнят детство, молодежь оторвется от телефонов и необычно проведет время. В будущем туристические навыки подросткам обязательно пригодятся.
Все это интересно и, уверена, найдет своего участника. Нужно лишь облагородить дорогу, определить и расчистить локации. Не сомневаюсь, желающие принять участие в подготовке тракта к таким переменам и в городе, и в районе нашлись бы. Но почему это природное богатство, царская екатерининская дорога, остатки которой прекрасно прослеживаются в Шуйском районе, мы не сохраняем? Это так несправедливо!
Между тем справа от дороги показалось болото. Осенью здесь особенно тихо и мрачно. Обращаем внимание, что вода активно завоевывает сушу. На прежней тропинке лежат бревнышки, по которым мы перебрались, не намочив сапоги. По всей дороге отмечаем множество следов – кабаньих и лосиных. У следопыта Галины Рэмовны создалось впечатление, что животные словно мечутся, – такие запутанные цепочки следов они оставили и на дороге, и на ее обочине, и в глубине леса. И вскоре мы поняли, почему лесные жители испуганы…
Через километр после болота мы вдруг увидели перед собой развилку. Прежде тракт всегда был прямым. Но теперь если прямо пойдешь – в глубокие колеи попадешь. А вот направо повернешь –
в гущу леса уйдешь. Вот колеи-то мы и решили обойти лесом. Но буквально через сотню шагов нам открылось печальное зрелище: вместо реликтового леса – огромная многокилометровая вырубка, по которой гуляет ветер. На развороченном тяжелой техникой бывшем лесном участке —
гниющие остатки древесины. Слезы навернулись на глаза, когда увидели эту печальную картину… По краям делянки замечаем сигнальные ленты и понимаем, что вырубка, судя по всему, легальная.
Сквозь щепу и сучья кое-где уже пробивается трава, на вывороченных пнях растут опята, а на проложенной лесорубами дорожке желтеет бутон купальницы. Представьте, это в ноябре! Под колесами тяжелых машин, под гнетом отходов вырубки, цветок все-таки упорно тянулся к свету. А когда дотянулся, то расцвел. Пусть и поздновато, зато какая красота! Всюду жизнь!
Обходили мы делянку долго, путаясь по бездорожью, продираясь сквозь лесной подрост, частоколом стоящий по ее обочинам. Наконец, при выходе с тракта, еще в лесу, мы набрели на прежнюю дорожку, а вскоре лес расступился и показались прекрасные храмы Дунилова и Гориц – верный ориентир для всех путешественников.
По дороге из Гориц в Шую у Введенья заметили такие же масштабные вырубки старовозрастного леса. С тяжелым сердцем приехали домой. А я задалась вопросом: неужели нельзя обязать лесозаготовителей убрать за собой отходы и в обязательном порядке сделать новые посадки? Тогда нанесенный лесу урон не будет таким очевидным, молодые ели и сосны вырастут на смену старым деревьям. Но пока, судя по всему, лесорубы действуют по принципу: после нас хоть трава не расти! Печально и горько. . .
Здесь был лесной массив.
/ФОТО: ЕКАТЕРИНА ИВИНА, «ШУЙСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»
Запоздалая купальница. /ФОТО: ЕКАТЕРИНА ИВИНА, «ШУЙСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»
.Подробнее читайте на sizvestiya.ru ...

.jpg)
