«Шуя выбрала нас»

«Шуя выбрала нас»
фото показано с : sizvestiya.ru

2023-4-7 07:58

Спустя почти восемь десятков лет наша землячка вернулась на родину Героиня этой публикации с раннего детства жила на Западной Украине. До сих пор помнит строгий наказ матери: «Держи язык за зубами» и свой страх, что однажды в дом ворвутся нацисты.

Сегодняшнюю ситуацию на Украине женщина ассоциирует со своим детством.

«Я родилась в 1940 году в селе Гари Ильинского района Ивановской области. Родители были родом из Суздальского района Владимирской области. Отец партийный. В годы Великой Отечественной войны организовывал партизанские отряды. В 1944 году был переведен на Западную Украину. С ним переехала вся наша семья», - вспоминает женщина и просит не называть в статье ни имен, ни фамилий, запрещает себя фотографировать.

Страх преследует до сих пор. В Шуе моя собеседница вместе с дочерью живут недавно, эвакуировались из Херсона. Признаются, что здесь, на родной земле, чувствуют себя защищенными и не обделенными вниманием. Их скромное съемное жилье оплачивают благотворители. Они же оказывают гуманитарную помощь: доставляют продукты питания и лекарства. Недавно привезли многофункциональную кровать, которая просто необходима тяжелобольной 83-летней женщине.

В квартире чистота и порядок. На столе нехитрое угощение — печенье, вафли. Тихо работает телевизор, по Первому каналу идут «Новости». Моя собеседница просит дочь сделать звук потише, а меня - подсесть поближе. Престарелая женщина серьезно больна, около 30 лет прикована к постели. А ведь когда-то играла в волейбол, занималась гимнастикой и работала учителем физкультуры.

«Нас в семье было четверо: три сестренки, я младшая, и братик Вова. На Украину мама уезжала, будучи беременной братишкой. Ехали зимой, на санях, в тулупах. В 1944 году Великая Отечественная война близилась к концу. Украину только что освободили от фашистов. Но бандеровцы, упыри, остались. Отца, Павла Ивановича, капитана НКВД, направили на ликвидацию бандформирований. Помню, как родители рассказывали о злодеяниях бандеровских нацистов. Мама строго-настрого наказывала, чтобы мы держали язык за зубами. Боялась, что соседи придут и расправятся с нами», - вспоминает моя собеседница.

Семья жила в двух часах езды от Львова, в поселке Лановцы Тернопольской области. Мазанка, где квартировала семья, стояла в самом центре поселка, рядом располагалось здание НКВД. «Мазанка маленькая, пол земляной. На зиму её утепляли картофельной ботвой. Не дом, а шалаш», - вспоминает женщина.

В первый класс моя собеседница пошла в 1947 году. Школы в послевоенной Украине были не под одной крышей, как сейчас, а располагались в разных мазанках. Многодетная семья жила трудно. Главу семейства в 1949 году демобилизовали. Старшая сестра Лида уехала в Иваново и поступила в химико-технологический институт. После окончания по распределению уехала в Иркутскую область, а через год приехала в гости на Украину и забрала с собой младшую сестру.

«Школу я заканчивала уже в русской школе. На выпускном экзамене по математике получила двойку и от стыда убежала. Нашли меня вечером у реки Ангары рыдающей. После этого я уехала назад, к маме», - ярким воспоминанием детства поделилась моя собеседница.

Злополучный экзамен девушка сдала на Украине. Работала в сельской школе пионервожатой. Но её тянуло на малую родину, и однажды она села в поезд и уехала в Иваново. Год работала на фабрике «Красная Талка».

В 1960 году вышла замуж за своего одноклас-

сника. Юрий был военным лётчиком. Куда только ни забрасывала судьба молодых! И жена всюду следовала за мужем. Ютились на съемных квартирах, в 9-метровой комнате в финском домике без удобств. Новый 1961 год встречали в вагоне поезда, в тот момент моя собеседница была на восьмом месяце беременности. 1962 год встретили под Смоленском уже втроем, на свет появилась доченька. Сын родился в 1973 году в Забайкалье. Позже служили в Чехословакии и Венгрии. Муж - участник боевых действий в Афганистане, имеет награды.

Последнее место службы супруга — Херсон. На тот момент Юрий был командиром полка. «Супруг безумно любил свою работу. Он постоянно летал и учил других. Год был в командировке на полуострове Ямал, помогал строить жилье. Перевозил по воздуху трубы, стройматериалы. Я же училась в физкультурном институте и преподавала в гарнизонных школах физкультуру. Общий педагогический стаж 25 лет», - вспоминает моя новая знакомая.

45 лет семья прожила в Херсоне. Дочь стала акушеркой, помогала появляться на свет детишкам в херсонских роддомах. Сын трагически погиб в возрасте 47 лет. В 2014 году обстановка на Украине обострилась. Бывшие жительницы Херсона рассказали, что однажды в двери своей квартиры нашли записку с угрозами: их объявили сепаратистами и грабителями. Героиня публикации поняла, что нужно возвращаться в Россию, но из-за болезни не могла этого сделать. Решилась на переезд, лишь когда окончательно поняла, что даже соседи разделились на «своих» и «чужих». И эти «чужие» несут смертельную опасность.

Эвакуация из Херсона в Шую заняла пять месяцев. Это был, по словам женщин, самый трудный период в их жизни. Сначала катером их переправили через Днепр. Жили в больнице, в частной гостинице Симферополя, два месяца ютились в пункте временного пребывания в Джанкое.

«Шуя сама выбрала нас, - продолжает моя собеседница. - В Джанкое, по счастливой случайности, в один из дней побывали Владыка Пантелеймон и главный врач больницы Святителя Алексея Московской Патриархии Русской Православной Церкви Алексей Заров. Благодаря им мы переехали в Москву, в больницу Святителя Алексея. Месяц мы там жили, нас лечили. Дочь прооперировали. . . »

Оправившись от пережитого, мать с дочерью обосновались в Шуе. Их путь, как они считают, был благословен самим Всевышним. В город на Тезе они прибыли в день, когда в Шуйский филиал больницы Святителя Алексия, а затем в Воскресенский собор привезли ковчег с частицей мощей и погребальный плат святителя Луки Крымского из Симферополя.

Сейчас беженки находятся под патронатом Шуйского филиала больницы Святителя Алексея. Мать с дочерью безмерно благодарны всем россиянам, кто был причастен к их возвращению на Родину. Особые слова благодарности звучали в адрес священнослужителей, персонала больницы Святителя Алексея и главврача Шуйской ЦРБ Екатерины Кузьминой.

«Мой рассказ — это крик души. Происходящее в моем детстве на Украине созвучно с сегодняшним временем. После войны в украинских лесах я натыкалась на места, где когда-то были бандеровские схроны. Теперь такие схроны находят в домах. Сейчас, в 83 года, я оказалась в такой же ситуации, как и в детстве. Страшно и больно», - вытирая слезы, подытожила моя собеседница.

.

Подробнее читайте на ...

собеседница украине святителя год семья украину алексея уехала