Врач, заслуживший доверие

2023-3-16 11:58

Памяти шуйского педиатра Ираиды Алексеевны Беспаловой Часто вспоминаю свою маму, хотя ее нет более двадцати лет. Ираида Алексеевна Беспалова долгие годы работала участковым педиатром в Шуе.

История повторяется. Сейчас, когда идет специальная военная операция, люди всеми силами стараются поддержать военных на передовой. Мама же вспоминала, как ещё в Финскую войну для бойцов Красной Армии пионеры вышивали носовые платочки, оставляли свою вышивку на кисетах, приготовленных для воинов, наполняли эти кисеты махоркой. Ребята отправляли в действующую армию тетради и карандаши. Одна такая тетрадь с обратным адресом попала моему папе Сергею Михайловичу, выпускнику ярославского военного училища, а вот кисет с адресом Раи достался папиному другу.

Школу мама закончила в день начала Великой Оте­чественной войны. Её студенческие годы в Ивановском мединституте совпали с военным временем. Мама рассказывала и про голод, который в перерывах между лекциями заглушали питьём воды, и про то, как готовились к занятиям, прижавшись к горячей печке в столовой, ведь общежитие в ту пору не отапливалось.

Мама вспоминала, как в студенческие годы ездила на освобождённые от оккупации территории, где оказывала помощь по борьбе с завшивленностью, сифилисом, инфекционными болезнями. Сама заразилась там малярией. Лечили маму от него акрихином, от чего она вся пожелтела (препарат действует токсично на печень), но другого лечения тогда не было.

Вспоминаю мамины рассказы о том, как однажды попали под вражеский налёт: самолётов было видимо-невидимо, всё небо до горизонта сплошь в смертоносных стальных птицах. А потом началась бомбёжка, земля извергалась и стонала. Мама упала в воронку от бомбы и боялась даже дышать. Сколько это продолжалось, она не помнила, всё это ей казалось вечностью. Когда бомбёжка прекратилась, они побежали к искорёженной грузовой машине, чтобы помочь ехавшим в кузове жителям, но в живых там никого не оказалось.

Сосватали за фронтовика. С моим отцом и будущим мужем, офицером-фронтовиком Сергеем Беспаловым мама познакомилась будучи студенткой. Если быть точнее, то их познакомили, так сказать, сосватали. А сватами выступили друзья дедушки Алексея Сергеевича, которые одновременно находились в дальнем родстве с моей бабушкой Ольгой. Это была пара Шураевых: Николай Аркадьевич и Наталья Ивановна. Мы долго потом дружили с этой семьёй, поддерживали отношения с их дочерью Павлиной Николаевной, а теперь – с их внуком Михаилом Юрьевичем Бальмонтом. Мама с папой расписались в 1948 году, когда отец приехал в отпуск из Германии.

На страже здоровья шуйской детворы. 45 лет Ираида Алексеевна проработала врачом-педиатром в детской поликлинике № 2. Вначале поликлиника располагалась на улице Стрелецкой. Я часто бывал в её кабинете, видел, как она вела приём детей. Делала это очень искусно. Мама считалась одним из лучших детских врачей Шуи. Очень доброжелательно Ираида Алексеевна относилась не только к детям, но и к их родителям. Она отлично знала и педиатрию, и деонтологию, ответственно справлялась с тяжёлыми пациентами, зачастую направляла их в больницу. Но иногда обстоятельства вынуждали оставить тяжелобольного дома, в таких случаях она, не считаясь с личным временем, посещала пациента повторно в тот же день, а иногда и ночью.

В течение сорока лет на педиатрическом участке, который обслуживала моя мама, не было ни одного смертельного случая. И это о многом говорит! Она совмещала свою основную работу с депутатскими обязанностями. Четыре созыва подряд была депутатом горсовета. Более 20 лет Ираида Алексеевна преподавала педиатрию в Шуйском медучилище.

И огородница, и рукодельница. Наша мама была удивительным человеком – очень живой, энергичной, подвижной, жизнерадостной. Настоящий трудоголик, она допоздна пропадала на работе, а, придя домой, занималась огородом: сеяла на грядках семена овощей, сажала рассаду, поливала, полола, рыхлила. Долгое время у нас было печное отопление. Мы вместе с мамой пилили дрова, кололи, потом носили и складывали в поленницу.

Вечерами мама любила шить и вышивать. И то, и другое у неё получалось отменно. Больше года она трудилась, создавая искусную вышивку: огромного одинокого лесного оленя, возвышавшегося на глыбе из гранита. Это были 1956-1957 годы. Когда работала над созданием этого шедевра, часто плакала, вспоминая погибшего мужа.

Мама трудилась детским врачом почти пятьдесят лет. Была награждена четырьмя правительственными наградами – знаком «Отличник здравоохранения», медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в честь столетия Ленина», «В честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне». Ей были также вручены медаль и удостоверение Ветерана труда. Но самое главное — это добрая память, которую она оставила о себе в родном городе, где вылечила не одно поколение шуйских ребятишек.

.

Подробнее читайте на ...

мама ираида годы алексеевна бомбёжка временем день великой