Время романтиков

Время романтиков
фото показано с : sizvestiya.ru

2021-10-15 12:15

Шуянин, участвовавший в строительстве Красноярской ГЭС,делится воспоминаниями Масштабные планы, которые озвучил недавно Сергей Шойгу по поводу дальнейшего освоения Сибири, взбудоражили многих: министр обороны предлагает построить за Уралом несколько новых крупных городов, которые должны стать центрами развития территорий.

Заявление Шойгу вызвало множество комментариев, в том числе критических. А мне захотелось вспомнить, как осваивали Сибирь в СССР.

На первом камне – глыбе гранита, сброшенного с КРАЗа, было написано: «Покорись, Енисей!». Так началось строительство плотины Красноярской ГЭС в самом узком месте реки в Карловом створе у Дивных гор.

Красноярский край. Всего шесть месяцев я был в этих местах, но впечатлений на всю оставшуюся жизнь! Первое, что могу сказать о том времени, – это романтика молодости. Еще бы! Красноярская ГЭС – самая мощная гидроэлектростанция в СССР! И мы, я и мои одногруппники по энерготехникуму, – ее строители! Шестимесячная производственная практика здесь, на этой самой большой ГЭС в стране! Это ли не чудо?

Ивановский энерготехникум, в котором я учился до армии, – престижное учебное заведение, – входил в систему Министерства энергетики СССР. Трест ГЭМ (гидроэлектромонтаж) — гигант отечественной энергетики — вел монтаж силового энергетического оборудования на всех гидроэлектростанциях страны: Устиминская, Красноярская, Саяно-Шушенская, Братская и многие менее известные. А мы, студенты-практиканты, работали в 1969-м в наладочном управлении треста на Красноярской ГЭС и этим чрезвычайно гордились. Страна нуждалась в электроэнергии, и мы чувствовали себя винтиками в огромной, сложной машине, без которых она не заработает…

У меня сохранилась фотография, хоть и плохого качества, но я ее берегу как бесценное достояние, где я стою на одной из улиц Дивногорска (это город строителей Красноярской ГЭС) на каком-то «постаменте» (ящике из-под пива или водки) и величественно указываю на плакат с надписью «Сибирь покоряется молодым!». А ведь мы действительно покоряли Сибирь и сибирские реки во благо страны. И это время было удивительным, счастливым и романтичным.

Много интересных событий вспоминается порой. На второй день работы здесь ко мне подошел наладчик-коллега и поинтересовался, каким видом спорта я занимался. Видимо, в моей фигуре и поведении угадывалась принадлежность к спорту. Он был обрадован тем, что я занимался боксом, ибо он вне основной работы на ГЭС вел боксерскую секцию в местном профтехучилище. Сам он кандидат в мастера спорта и окончил наш Ивановский энергоинститут. Можно сказать, земляки. Это нас сблизило, а в дальнейшем и подружило.

В тот знаменательный день на вечер была назначена тренировка, которую я не имел права пропустить – завтра едем в Красноярск на соревнования. Днем, естественно, был на работе. Предстояло спуститься вниз по бетонной лестнице к аппарату, представляющему собой многотонную стальную болванку серповидной формы, приводимую в движение мощным электродвигателем, расположенным где-то сверху этого подвального помещения.

Моя задача состояла в том, чтобы не допустить посторонних лиц к этому агрегату, который периодически по схеме – замыслу испытаний — открывал и закрывал проход воды в турбину или занимал какое-то промежуточное положение, имитирующее «нагрузку» гидрогенератора… Т. е. поступление энергоносителя на турбину, в данном случае воды, падающей вертикально по водоводам диаметром шесть метров, и всю эту мощь водной стихии должен принимать на себя направляющий аппарат!

Попади в эти жернова человек – от него не осталось бы и следа. А такое проникновение было возможно. Дело в том, что тело плотины «изрыто» тоннелями, технологическими проходами, и новичку заблудиться в этих лабиринтах легче легкого. Поэтому меня строго проконсультировал инженер по технике безопасности – никаких отлучек с «боевого» дежурства. За тобой придут после окончания испытаний! А опытные наладчики посоветовали надеть телогрейку и кепку – внизу холодно и сыро.

Я добросовестно выполнял функцию часового: мышь не проскочит мимо. Но жутко скучно. Достал газету и 2 – 3 раза прочитал ее от первой до последней буквы. Должны бы уже сменить. Но движений никаких, за мной никто не приходит. А через час у меня тренировка! Видно, забыли снять «часового». Обидно. Рабочий-то день давно уже закончился! А я здесь торчу, и никому до меня дела нет. Вскочил и побежал наверх в мастерскую, служившую и раздевалкой. Никого нет. Я последний!

В понедельник со мной здоровались сухо. Кто-то вообще не подал руки. Я не понимал, за что такая немилость. А один из наладчиков, старше всех по возрасту, которого за глаза звали Бывалый, высказался категорично:

- Ты что, салага, убежал с поста? В морду тебе надо за это бы дать!

- За что?!

- А ты не понимаешь? - он сделал шаг навстречу мне, но остановился, глядя зло, исподлобья.

Я был готов к любому развитию «разговора». Но Бывалый развернулся и, плюнув на пол, высказал такое, что и бумага не выдержит. Но сумел убедить меня: «Ты не прав, Саша». И только тогда до меня окончательно дошло… Оказывается, наладочные работы продолжались до глубокой ночи, и никто обо мне не забыл. Я покраснел от стыда.

- Ладно вам вспоминать вчерашний день, работать надо, - снял создавшееся напряжение мой наставник Евгений. - Идем, Саша, сегодня поднимемся на самый верх плотины – налаживать электрочасть шиберов. Там ветерок свежий, охладит и остудит. Не кипятись, с кем не бывает…

На самой высокой точке плотины (124 метра – высота Красноярской ГЭС от нижнего бьефа) – ветер действительно был хорош, свеж и приятен.

. . . Я часто возвращался мысленно в то время. Вспоминал и тот разговор с наладчиком, который учил меня уму-разуму. Такие мужские разговоры, конкретные и по существу, необходимы. Они ставят всё по своим местам. И здесь момент истины! Это уроки на всю жизнь. И их, этих уроков, не хватает современной молодежи. Это не «стрелялки», не компьютерная игра. Сюсюканье и потакание капризам – не лучшее воспитание. Мужские качества прививают иначе. Посмотрите на современную Европу! Там практически не осталось мужиков! Настоящих мужиков! Но не о Европе сейчас речь, а о нашей великой стране, у которой должно быть счастливое будущее и которое я и мои ровесники, молодые романтики, приближали, покоряя Сибирь и ее великие реки.

.

Подробнее читайте на ...

гэс красноярской день сибирь плотины работы время реки