Фуражка Лёлика из «Бриллиантовой руки»

Фуражка Лёлика  из «Бриллиантовой руки»
фото показано с : sizvestiya.ru

2024-9-7 10:09

Шуянин Алексей Моряков собирает коллекцию удивительных вещей, передающих дух и атмосферу ушедшей эпохиЕго уникальная коллекция хранится в гараже. У каждой из 130 фуражек разных ведомств - своя ячейка на стеллаже, который Алексей Моряков ежегодно надстраивает, ведь собрание необычных экспонатов разрастается с каждым днем.


Не так давно Алексей Моряков создал интернет-проект «Фуражка», в котором рассказывает своим подписчикам об истории этих головных уборов, делится историческими подробностями. Например, когда заинтересовался головными уборами железнодорожников, буквально вызубрил инструкцию по движению поездов в СССР.
«Фуражка для железнодорожника в СССР была не только частью официальной формы, в разных случаях она служила своеобразным сигналом машинисту. Например, если при прибытии поезда дежурного по станции не было на перроне, то состав останавливали на подходе к станции. Помощник машиниста направлялся выяснить, что случилось. Если дежурный выходил на перрон без фуражки, то любые его сигналы (поднятые руки и иные манипуляции) машинист игнорировал. Так описано в инструкции», - рассказал Алексей Моряков при нашей встрече.

В редакцию собиратель принес четыре самых интересных, на его взгляд, головных убора. Кстати, в коллекции Морякова фуражки различных служб и ведомств эпохи СССР, начиная с середины 60-х годов прошлого века. Вместе мы рассматривали фуражку специалиста налоговой инспекции новой, постперестроечной России. «Середина 90-х, начало «нулевых». Время становления Российской Федерации. Посмотрите, какое буйство красок на фуражке сотрудника налоговой службы: малиновый околыш, на тулье - геральдическая эмблема. У каждой службы своя кокарда. Форму и рисунок утверждает Геральдический совет при Президенте РФ. Шнур на фуражках разных ведомств тоже оригинальной формы плетения и тоже не повторяется», - поделился коллекционер.
Головные уборы к Алексею часто попадают без знаков отличия, в потрепанном виде. Мужчина их восстанавливает. Для этого научился шить на швейной машинке. Пуговицы, кокарды и шнуры Моряков разыскивает по всей стране. Так вышло и с фуражкой налоговика: кокарду прислали из Ярославля, знак и пуговки нашлись в Иванове, а шнур приехал аж из Владивостока.

Старательно, по крупицам воссоздает коллекционер фуражки, а вместе с ними — и историю своей страны. Интересуюсь у Алексея способом хранения головных уборов и снова узнаю много нового. «Внутри тульи - основной, верхней части фуражки, есть металлическая пружина, которая задает форму. Если головной убор лежит в помещении с высокой влажностью, пружина ржавеет и портит ткань. Поэтому все экземпляры храню в открытом пространстве. Еще одна беда — это моль. Злодейка так и норовит «побить» натуральный материал. Борюсь с этим насекомым всеми известными способами», - улыбается Алексей.
Рассматриваю фуражку бывшей службы госнаркоконтроля. Пошита она была малым тиражом. Удивляет цвет фуражки - он отличный от любой другой службы, и пуговица в виде орешка. А вот фуражка специалиста фельдъегерской связи при Министерстве связи СССР. «Посмотрите, пуговица с символикой минсвязи — птичка. Крылья означают, что служба мобильная и отправка писем, газет, посылок и бандеролей быстрая. Знак Министерства СССР расположен по центру. Кокарда с государственной символикой СССР лишний раз указывает на важность службы», - подчеркивает Алексей.
Земляк показал еще один редкий экземпляр: фуражку таксиста СССР. Ее Алексей надевает на городские праздники, где появляется в образе обаятельного злодея Лелика, героя Анатолия Папанова из фильма «Бриллиантовая рука». Признаюсь, однажды я не сразу узнала шуянина. С приклеенными усами Алексей за рулем советского такси выглядел точь-в-точь, как Папанов в кино. «Этой фуражке уже 50 лет. Она отлично сохранилась, не перешивалась, фурнитура своя, родная. А подарил мне ее земляк, который работал таксистом. Фуражка с историей, которую я опубликую в день таксиста», - не стал раскрывать секретов коллекционер.

Так выглядели представители ГАИ в советские годы.

А вот о том, как стал заниматься собирательством, рассказал с радостью. «Я отношусь к тому поколению шуян, которое было свидетелем смены государственного строя. 1992-1993 год. Вывод советских войск из Германии и Чехословакии. Мы закончили учебный год в СССР, а в сентябре пришли в школу уже другого государства — Российской Федерации. В город прибывали семьи военнослужащих. Отстраивалось Южное шоссе, выросли первые девятиэтажки. В школу № 8, где я учился, пришли учиться дети военных. Я часто заходил к одноклассникам в гости на Южное шоссе или в военный городок. Видел на мусорных контейнерах горы старого советского обмундирования: от двубортных офицерских шинелей до головных уборов. Понял, что навсегда уходят и серп, и молот, и красная звезда, потому и решил сохранить артефакты большой страны, в которой я родился», - рассказал собеседник.

Формировалась будущая коллекция с фурнитуры к военной форме: кокард, шнуров, пуговиц. Кстати, пуговицы к военной форме советского образца выпускали восемь заводов. Об этом Алексей тоже узнал из литературы. Особая любовь Морякова — кокарды. Он их хранит в заветной шкатулке, чтобы потом пришить к фуражке. Одна из них ждала своего часа 23 года. «У советских шахтеров была своя форма и соответственно фуражка. В 2000 году знакомый из Донецка привез мне шахтерскую кокарду, а самой фуражки не было. Головной убор у меня появился лишь в апреле этого года. В День шахтера обязательно покажу и расскажу ее историю», - заверил Алексей.
Кстати, в коллекции шуянина есть фуражка генерала милиции, Почетного гражданина Шуи Станислава Мефодьевича Серова. Имеются головные уборы летчиков-испытателей с авиационного завода, капитана подводной лодки, дислоцировавшейся в Мурманске, морская фуражка образца 1943 года… «Я испытываю особые чувства, трепещу перед каждой вещью, ведь они наполнены энергетикой своих хозяев — героев нашей великой страны», - подытоживает Алексей Моряков.

О своих находках коллекционер может рассказывать часами. Например, в конце 70-х начале 80-х годов на обычную милицейскую фуражку общего образца пристегивалась кокарда с красным крестом. Такой головной убор полагался работникам медвытрезвителя. Получая в дар или покупая фуражку, Алексей обязательно интересуется биографией ее хозяина. Чтобы представить, каким он был человеком.
«Возможно, фуражки по ночам в гараже «перешептываются», - улыбается Алексей. - Многие знают такие тайны, о которых нельзя говорить. Они – свидетели нашей истории».
Совсем скоро вы, уважаемые наши читатели, узнаете о другой части большой коллекции необычных вещей Алексея Морякова. А пока, возможно, кто-то из вас найдет у себя ненужные фуражки. Коллекционер будет рад принять их в дар.

.

Подробнее читайте на ...

алексей фуражки фуражка ссср моряков службы фуражку коллекционер