«Наша незаменимая Леночка»

«Наша незаменимая Леночка»
фото показано с : sizvestiya.ru

2024-3-29 11:46

Елену Комарову из Дорожаева – почтальона и соцработника - вся округа уже давно величает «красным солнышком» Рабочие будни Елены Комаровой для нее уже давно привычны: забирает корреспонденцию на почте и выдвигается к своим подопечным в соседние к Дорожаеву деревушки.

Соцработник - это ее основная занятость. «Я с восемнадцати лет работаю на почте, за долгие годы привыкла на одном месте и всегда была уверена, что отсюда уйду на пенсию. Но когда мне предложили перейти в Колобовский центр социального обслуживания населения на место соцработника, то я, подумав, согласилась, но почту не бросила, - вспоминает Елена. - Теперь я на полставки на почте, в остальное время помогаю селянам».
В обязанности Лены, в первую очередь, входит доставка продуктов и лекарств. Кроме этого, когда требуется, нужно сходить и набрать воды, принести дров в дом. Бывает, что она занимается и оформлением необходимых бумаг. «Но если кто-то из подопечных попросит меня помочь прибрать в доме или помыть окна, то я никогда не откажусь, потому что знаю, эти дела в таком почтенном возрасте – трудоемкие. А ведь всем моим бабуленькам уже много лет», - улыбается Елена.

Летом ее главный помощник – велосипед. На нем она быстро промчит по любой дороге. Зимой сложнее: тут только пешком. Если продукты по расчищенному пути старожилам регулярно подвозят две автолавки, то вот дрова и вода – забота Елены Геннадьевны. А если дорогу еще и переметёт, что бывает нередко, то и продукты, и газеты она доставляет самостоятельно пешком.
Дорожаево – Исаково – Аристово – Мазалово – Маклаково -Дорожаево – вот тот круг, около 20 километров, который Комарова проходит каждые два дня. «Я люблю свой родной край, эти просторы завораживают в любое время года, поэтому такая работа мне в удовольствие: идешь и удивляешься, как быстро природа меняет свои наряды. А чтобы запечатлеть мгновение, я люблю фотографировать», - признается она.
Ранней весной, пока не сошел снег, а солнце еще не прогрело землю, и поздней осенью, когда дорога раскисает от назойливых серых дождей, автолавка пробраться в дальние деревни не может. Вот эта пора рухнувших дорог – самая сложная. Тут каких только приключений, по рассказам Лены, не бывает! Поэтому я попросила ее взять меня с собой в деревенский вояж. И даже заявленные ею 16-18 километров меня не испугали.

Уже в пути Елена корректирует заранее намеченный путь. «Круг делать не будем: сходим в Исаково, а потом вернемся обратно в Дорожаево. Около Аристова есть коварный глубокий овраг, который весной сварливо бурлит и таит в себе много неприятностей, если попадешься в его воды. Я по своему опыту знаю, каково это, поэтому в Шилово и Мазалово мы пойдем другой дорогой», - говорит она.
Часть пути до Исакова мы проехали на машине, а около километра перед самой деревней пошли пешком. Дорога еще одета в снег, лишь кое-где видны скользкие проталинки и лужицы. Проведав 92-летнюю Фаину Павловну Комкову, мы возвращаемся в Дорожаево.
В Мазалово и Маклаково Денис, владелец автолавки, сегодня уже не поедет, так как боится застрять в поле. Дорога уже как каша. Из села, захватив газеты, продукты и лекарства, выдвигаемся в путь. «Раньше при выходе из Дорожаева дорога на Мазалово уходила в лесок, а потом петляла шиловским полем. Дорога была прекрасная, короткая. Но потом эти земли купили в собственность. Вспахать дорогу так и не удалось, но и ходить по ней стало невозможно. Проложили ее в другом месте. Это намного дальше от села», - говорит Елена. Вот этот отрезок в два километ­ра до поворота на деревни мы едем на машине – дорога позволяет. А дальше – только поле: сначала три километра до Маклакова, а потом еще столько же - до Мазалова.

Погода для путешествия выдалась удивительная. Высокое голубое небо, ярко светит и уже пригревает ласковое солнце, слепит тающий снег, по краю поля зеленеют сосны, белеют тонкие красавицы березки, а под ногами уже жадно чавкает грязь. Слава Богу, я додумалась прихватить с собой высокие резиновые сапоги. Чем дальше в поле, тем очевиднее – ни автолавка, ни другая легковая машина в ближайшие недели сюда не проберется. «Пока ночами подмораживает, ранним утром сюда еще можно проехать, но через день-другой мне придется прыгать по полю с кочки на кочку, выбирая надежное место, чтобы не завязнуть в грязи и воде. Основная дорога к этому времени уже будет окончательно размыта. Шиловское поле всегда переменчивое», - поясняет Елена Геннадьевна.

За час мы добираемся до Маклакова. Уточняю у своей проводницы, почему деревушку называют то Шилово, то Маклаково. Оказалось, когда-то здесь были две большие деревни, а сейчас осталось два скромных порядка: шиловский и маклаковский. Официально принято называть «Маклаково», а в народе все равно привычнее – «Шилово».
Мы идем к Маргарите Алексеевне Коротковой и супругам Аркадию и Зинаиде Бычковым. Елена принесла им продукты, лекарства, газеты. Присели перевести дух. Вы не представляете, как в каждом доме нам были рады! Встречают как дорогих гостей! Обсудили дорогу, погоду, новости. Для пенсионеров Елена – единственная связь с соседними деревнями. В выходные к старикам часто приезжают дети и внуки, а вот в будни скучновато в сельской тиши. «Нашей Леночке мы всегда рады! Без нее мы как без рук. А она, наша красавица, придет по любой дороге. Попросишь – все принесет», - вторят они друг за другом. За разговорами время бежит вприпрыжку, а нам еще до Мазалова добираться, поэтому прощаемся.

От Маклакова до Мазалова дорога меняет характер: овражистая, змеистая. Среди плотной поросли сосёнок и елочек всюду еще царствует зимушка-зима. Хотя уже чувствуется, как под разомлевшим тяжелым снегом дышит весна: с деревьев грузно падает капель, а по дороге вот-вот зажурчат веселые братишки-ручьи. Перед Мазаловом крутая, довольно высокая гора, в низине все дома видны как на ладони. «Вот моя деревня! - восклицает Лена. – Здесь я родилась, выросла, училась. Потом нам дом в Дорожаеве дали, туда переехали. Но сердце мое все равно сюда тянется».
«Ты тяжелые сумки не таскай, у нас все есть, просто сама налегке приходи, мы скучаем», - бывает, позвонят ей бабушки. Но как же без продуктов-то идти! Деревенские знают, что лучше впрок запасти. Поэтому когда сумки особенно тяжелы, Лена ставит их на большую ледянку-ватрушку и тянет за собой. Привычно заглянула ко всем на огонек, а когда дошла до Мазалова, в рюкзаке еще оставались продукты для Валентины Васильевны Плошкиной. У нее, как оказалось, есть другой соцработник, а Елена Геннадьевна два раза в неделю приносит ей нашу газету. «К тете Вале я хожу по старой памяти. Я выросла на ее глазах, они с моей мамой дружили», - поясняет Елена.
Обратная дорога до Дорожаева показалась нам намного короче, дошли быстрее. Хотя окончательно подтаявший снег, ломавшийся лед и глубокие лужи затрудняли шаг. Смеркалось, когда мы выбрались на большую дорогу, где ждала машина. Уже по пути в Шую задумалась: это для меня поход по окрестностям – приключение, а для Елены Комаровой – ежедневный тяжелый труд. «Но я люблю свою работу! – признается она. – И ни на что ее не променяю».

.

Подробнее читайте на ...

дорога елена продукты пути дорогу маклаково мазалово снег