Шедевр технической мысли

Шедевр  технической мысли
фото показано с : sizvestiya.ru

2023-2-16 13:36

Васильевское снова удивляет: уже более ста лет на местном лесокомбинате работает старинное оборудование Можете себе представить, что на Васильевском лесокомбинате уже второе столетие исправно работает уникальный паровой котел, произведенный в 1909 году в Польше на предприятии «Акционерное общество Котельных и Механических Заводовъ «В.

Фицнеръ и К. Гамперъ»?

А это действительно так! «Я почти уверен, что второго такого в России, а, возможно, и в мире не сохранилось. Это большая историческая ценность, которой, как мне кажется, скорее, место в музее, чем на современном производстве», - высказывает свое мнение краевед Юрий Шеркунов.

Об отце-конструкторе васильевской диковинки известно довольно много. Конрад Ульрихович Гампер был большим трудягой, умным, способным и амбициозным человеком, который своего положения и капиталов добился самостоятельно. Он был родом из Швейцарии. В 17 лет ушел из дома и «отправился в мир, чтобы начать в столь юном возрасте тяжелую борьбу за жизнь». Поступив на работу учеником слесаря, Конрад одиннадцать лет постигал премудрости избранной профессии. Одновременно занимался своим образованием, получил высшее политехническое образование.

Известно, что 1867 год Конрад провел во Франции, работал на заводах, бедствовал. В 1874 году бедняге повезло, ему предложили должность конструктора на заводе фон Руффера во Вроцлаве. Его сразу заметил владелец завода, который, оценив способности конструктора, предлагает ему строительство двух железных мостов на реке Одре.

В 1896 году Гампер принял российское подданство и перебрался вместе с семьей в Российскую Империю. Принят в купеческое сословие в качестве купца 1-й гильдии.

Уже через два года Конрад Гампер становится директором завода по производству паровых котлов и железных мостов. Когда ему предложили строить фабрику котлов в Польше, Гампер согласился. В 1880 году в Сосновицах К. Гампер и его компаньон В. Фицнер, учредив фирму, построили котельный, мостостроительный и механический завод.

«Предприятие развивалось успешно. На нем изготавливали паровые котлы всевозможных систем. Один из них был установлен даже в Зимнем дворце Санкт-Петербурга, их также использовали в Аничковом дворце, на Пороховом заводе, в Михайловском театре и на Жирардовской мануфактуре, - говорится на сайте коллекционеров Sammer. ru. - На заводе Гампера и Фицнера готовили оборудование для доменных печей, сталелитейных, прокатных, сахарных, винокуренных, пивоваренных и химических заводов, целлюлозных и писчебумажных фабрик, производили различные сварочные работы. За неполные два десятилетия фирма «В. Фицнер и К. Гампер» поставила металлические конструкции для восьми доменных печей в Польше и шести, расположенных на юге России».

Паровые водотрубные котлы с двумя топками К. Гампера имели большой сбыт в России. Горизонтально-водотрубный паровой камерный котел Гампера был приобретен васильевским фабрикантом М. З. Болтушкиным в 1909 году. Он использовался в связке с паровой машиной «Атлас», мощностью 140 л. с. , введенной в 1910 году в работу на ткацкой фабрике. Предположительно, поставка парового котла низкого давления и паровой машины была произведена в комплекте. Машина стояла от котла через стенку. Она обеспечивала приводы станков фабрики. Попутно котел использовался для отопления. Вместе с ними работал генератор.

«Я предполагаю, что паровая машина приводила в действие динамо-машину товарищества «Лангензипен и К». Этому селяне нашли подтверждение: круглую табличку (накладку) с именем основателя фабрики в Петербурге обнаружили на картофельном поле в Васильевском. Товарищество владело литейным, механическим и арматурным заводом в Санкт-Петербурге и производило качественные динамо-машины», - говорит Юрий Шеркунов.

Котел участвовал в выработке электричества. Его хватало даже для раздачи по центральным улицам Васильевского. И это оборудование работало как часы многие десятилетия до того времени, пока в село не подвели линию электропередачи от внешней генерации. Но это было уже после Великой Оте­чественной войны. Предположительно, лампочка Ильича пришла в Васильевское летом 1958 года. До этого с легкой руки фабриканта М. Болтушкина селяне вполне обходились лампочками, изобретенными еще при Николае II.

«По своему отношению к рабочим Конрад Гампер мне напомнил М. З. Болтушкина. Он был социально ответственным руководителем, как бы сейчас сказали. При заводе имелись школа, больница, жилой фонд. Все рабочие были застрахованы», - говорит Юрий Шеркунов.

В котле, который работает на лесокомбинате, все интересно. Например, маркировка старинного двутавра обвязки «Д. 3. 28». Судя по этому указанию, двутавр, вероятно, изготовлен на «Демидова Нижне-Тагильском заводе».

«Последний капремонт котла был в 2010 г. , тогда разобрали всю кладку и нашли чугунную балку с указанием года - 1931, которая, вероятно служила опорой, заменили только кирпичную кладку, толщина её - 0,5 м, но кирпич-сырец стал выкрашиваться. В котле можно ходить, высота его в рост человека. Приходил инспектор котлонадзора, он сказал, что котел поработает еще, но только как водогрейный», - пишет Ирина Николаевна Аверина, краевед, со слов главного инженера лесокомбината Василия Холмова.

«Мое мнение, что этот уникальный котел, который давным-давно надежно греет тела и души на Васильевском лесокомбинате, юридически принадлежит ему, а морально - Васильевскому миру. И это должны помнить жители. У них в собственности технический шедевр, ценность которого пока не получила достойную оценку», - говорит Юрий Шеркунов.

Старинный котёл уже давно работает только как водонагреватель. И если честно, то уже вполне можно его пожалеть и отправить на «пенсию». Он за долгие годы труда это заслужил. Но на пенсию - это не значит, что нужно списать и отправить в металлолом, как иногда поступают с устаревшим оборудованием. «Этому чудо-котлу, на мой взгляд, должен быть оказан почет и уважение, как и всем заслуженным вещам и диковинкам. Предлагаю установить его на постаменте перед лесокомбинатом как свидетельство первой технической революции в Васильевском, - убежден Шеркунов. - Ведь в России есть такие примеры: в Серпухове стоит памятник котлу фирмы Бабкок-Вилькокс. Есть и памятники паровозам, которые неизменно привлекают любопытные взгляды. А пока он еще работает, нужно показывать и рассказывать о его поразительном и достойном пути в истории детям и туристам, которые приезжают в село».

.

Подробнее читайте на ...

гампер котел конрад заводе работает шеркунов васильевском паровой