![Засекреченная служба шуянина](http://www.sizvestiya.ru/images/novosti/2021/06iun/16/DSC_9440111.jpg)
2021-6-16 11:21 |
Семипалатинский полигон можно назвать символом гонки ядерных вооружений двух сверхдержав СССР и США. Статьи об этом месте вызывают разные эмоции - страх перед чудовищной мощью этого оружия и преклонение перед гениальностью наших учёных.
Именно здесь 40 лет назад советские учёные испытывали ядерное оружие.
Сейчас же это территория Казахстана, полигон закрыт с 1989 года, и уже выросло несколько поколений, для которых это название ни о чём не говорит. Хотя последствия испытаний до сих пор ощущаются. Теперь это зона отчуждения, вымершая земля, где каждый клочок до сих пор «фонит» и можно получить изрядную дозу радиации.
За время использования полигона с 1949 года срочную службу здесь прошли десятки тысяч советских парней, которые копали траншеи, перевозили грузы, строили, обеспечивали связь. . . В их числе и шуянин Андрей Федякин.
Как рассказал Андрей Витальевич, окончив первый курс Шуйского пединститута, он решил пойти в армию.
- Тогда все парни этого хотели, - говорит мой собеседник.
И в июле 1983 года шуянина призвали в Вооружённые Силы.
- Я попал в Семипалатинск, в батальон связи, в роту ЗАС-связи, - вспоминает Андрей Витальевич. - Прошёл «учебку» и в 1984-м году нас стали отправлять на «работу» - на испытания.
Тут нужно отметить, что в те годы воздушных и наземных испытаний ядерного оружия уже не проводили. Были лишь подземные взрывы.
- Мы работали метрах в 100-150 от устья шахты или штольни, где проводился подземный ядерный взрыв, и нашей задачей было обеспечивать связь, - говорит Андрей.
На мой вопрос, как ощущался взрыв ядерного заряда в непосредственной близости, мой собеседник ответил, как подземные толчки при землетрясении, «автомашина аппаратной связи подпрыгивала как мячик»».
- Какого-то страха при этом не чувствовали, - рассказывает Андрей Федякин.
Кстати, Андрей Витальевич своими глазами видел знаменитые «гусаки», где располагалась различная аппаратура для измерения параметров взрывов, видел покорёженную взрывной волной арматуру, бункер, из которого академик Курчатов, «отец» советской атомной бомбы, наблюдал за испытаниями своего творения 29 августа 1949 года.
После срочной службы парень вернулся в Шую. Рассказать даже близким, где служил и чем занимался, он не мог — всё было совершенно секретно, этот гриф сняли гораздо позже. Андрей устроился на службу в шуйскую милицию, на пенсию ушел в звании подполковника. . .
Лишь после Чернобыльской аварии на испытателей ядерного оружия обратили внимание. На государственном уровне их стали называть ветеранами подразделений особого риска, законодательно по статусу и льготам приравняв к чернобыльцам.
Кроме А. В. Федякина, в Шуе проживает еще один ветеран подразделений особого риска – участник испытаний на Новой земле. Но это уже другая история
.Подробнее читайте на sizvestiya.ru ...