2023-4-15 11:21 |
Шуянка Нина Семёновна Колмазнина поделилась воспоминаниями о знаменитом военачальнике, но для нее он был просто дядей Саней Газетные публикации, посвященные памяти Александра Васильевича Горбатова, заинтересовали наших читателей и вызвали их живой отклик.
Нам удалось выяснить, что в Шуе живет родная племянница генерала Нина Семеновна Колмазнина. В рассказах Нины Семеновны Александр Горбатов предстает не победоносным генералом, героем войны, а простым человеком, «дядей Саней», как ласково она его называет, который всегда заботился о своей большой семье и многих деревенских жителях на своей малой родине.
Семья у Александра Васильевича Горбатова была большая – десять человек. Но Нина Семеновна помнит только его сестер, одна из которых – Клавдия Васильевна Комкова – ее мама. «Анна Васильевна Закорюкина – самая старшая - жила на хуторе рядом с Остаповым. Ее единственная дочь рано умерла, больше детей у нее не было. Тетя Нюра была особенно близка с братом-военачальником. Она была как бы связующей ниточкой, и если семья нуждалась в его помощи, то обращались к ней», - говорит Нина Колмазнина.
Другая сестра - Евдокия Васильевна Навозова (Горбатова) - в годы войны работала в колхозе в деревне Киверниково, что рядом с Пахотиным. Потом она переехала к сестре Анне. У Евдокии подрастал сын Венер. Он был любопытным мальчишкой, поэтому с хутора часто сбегал на Танковые горы, где подбирал патроны и оставшееся военное снаряжение. Однажды случилась беда - от разорвавшегося снаряда он ослеп. Всю жизнь прожил в Шуе на Победе с матерью, семью так и не завел.
В Шуе жила и сестра генерала Мария. У нее была большая семья – семь детей. Ее дочь Галина Цыплятникова работала учителем в шуйской школе №11, которую часто посещал генерал Горбатов и на которой потом была открыта мемориальная доска военачальнику. А вот другая его сестра Татьяна осталась в Пахотине. Ее внучка - Нина Семёновна Балова — активно занимается сохранением памяти о Горбатове, пишет летопись семьи.
Со своей многочисленной родней генерал Горбатов поддерживал самую тесную связь. Всегда приезжал с гостинцами. «Вся деревенская детвора сбегалась к нашему дому. Он сядет на лавочку, а в руках держит коробку конфет. А мы облепим его, всем хочется получить сладость. Никого дядя Саня не обидит, всем раздаст конфеты. Мы были рады! Редко мы видели шоколад, - вспоминает Нина Семеновна. - Останавливался он всегда у сестры Анны на хуторе. Вместе с ним приезжала и Нина Александровна, его жена».
Генерал Горбатов с супругой. /Фото из архива Н. С. Колмазниной.
Приходилось Нине Семеновне бывать и у него в гостях в столице. Поехала она туда по путевке с работы, попутно собрала наказы от друзей и родственников купить кому обновку, кому продуктов. Времена-то дефицитные! Приехала она с коллегой, а остановиться негде. «Я своему спутнику тогда и говорю: «Поехали к нашим!» К дяде Сане можно было приехать запросто, нагрянуть без уведомления. Вообще, мне кажется, у Горбатовых всегда был народ. И всем они были рады. Жили Александр Васильевич и Нина Александровна вместе с ее сестрой Еленой и матерью. Квартира была большая – со спальнями, кабинетом и библиотекой.
Как дядя Саня ни уговаривал меня пройти по квартире и посмотреть, как они живут, я была очень скромной и стеснялась. Когда на следующий день я вернулась с покупками, то генерал меня пожурил за то, что я не обратилась к Нине Александровне с этим вопросом. Получилось бы все намного быстрее и лучше. А в конце разговора он сказал супруге выдать мне все потраченные деньги. Очень внимательный и заботливый он был, - говорит Нина Семеновна. - Таких братьев, как он, конечно, ни у кого не было. Когда он был репрессирован и отбывал срок в Магадане, то тетя Нюра очень переживала. Она писала везде, просила, чтобы его выпустили. А после войны он дал слово – всем сестрам помогать. Только благодаря Александру Васильевичу моя мама Клавдия Васильевна осталась жива. Во время войны она заболела водянкой. В то время и отец, и дядя Саня были на фронте. Мама не знала, что делать, потому что болезнь прогрессировала. Она и тетя Нюра обращались в местную больницу к врачам, ходили к знахаркам, лечились травами. Но эффект был временный. И тогда тетя Нюра написала брату на фронт, а он сразу решил эту проблему. Маме пришел вызов из Москвы, там она лежала в больнице, ее вылечили, болезнь больше не возвращалась.
Помог генерал Горбатов и моему отцу, который вернулся с фронта инвалидом 1 группы. Осколок попал ему в глаз, он ослеп. Серьезно пострадал и второй глаз. Он долго лежал в столичном госпитале, лечился. Зрение на втором глазу восстановилось на 30 процентов».
Много добрых дел сделал А. В. Горбатов не только для своих родственников, но и для всех деревенских. Если нужна была помощь, жители обращались к Анне Васильевне, а та писала брату. Когда Горбатов приезжал на родину, то никакой шумихи вокруг его визита не было – ни сопровождения из воинской части, ни охраны. Все проходило тихо, частным порядком.
После смерти Горбатова его вдова Нина Александровна прожила еще 22 года. Приезжала в Шую, нашла московского скульптора, установила памятник в Клетине. Московскую квартиру она завещала внучке генерала Ирине Александровне и их домработнице, которая долгие годы с ними жила. После, по словам Нины Семеновны, Ирина выкупила вторую половину у совладелицы и теперь является единственной хозяйкой. У нее есть сын Андрей. Но с этой семьей Колмазнины связь не поддерживают. Да и вообще, об этом близком родстве со знаменитым военачальником они старались больше помалкивать, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания.
Зато в Клетино к величественному монументу герою Великой Отечественной войны Нина Колмазнина с сыном Иваном приезжают на День Победы ежегодно: возложат цветы, помолчат, вспомнят добрым словом генерала и низко поклонятся ему за все то, что он сделал для них, для семьи, для деревни и для всей нашей большой страны.
.Подробнее читайте на sizvestiya.ru ...