2021-9-18 11:54 |
Он возвращал к жизни бойцов Красной Армии и лечил пленных немецких генералов Этот человек до конца своих дней стоял на страже здоровья шуян. Талантливый врач, хирург от Бога Александр Дмитриевич Успенский спас сотни, если не тысячи человеческих жизней.
Доктора не стало в 1969 году, но о непростой судьбе отца рассказал его сын Алексей Александрович.
Мы встретились с ним в небольшой квартире в центре Шуи, где Успенские живут уже более 75 лет, со 2 января 1946 года. Из недр видавшего виды шкафа Алексей Александрович достаёт множество фотографий и старых, пожелтевших газет. Надвинув очки, пожилой мужчина, пристально разглядывая фотоснимки, погрузился в воспоминания о своём отце.
Родился будущий хирург в селе Мугреево-Дмитриевское Южского района в семье священника. В начале 20 века в десятилетнем возрасте приехал в наш городок — учиться в духовном училище.
- После его окончания отец продолжил учёбу во Владимирской духовной семинарии, которую закончили многие выдающиеся личности. Например, одноклассником отца был будущий заведующий канцелярией Московской Патриархии Владимир Елховский, - отметил сын доктора. - Он прошёл Великую Отечественную войну, а в 1947 году рукоположен во священники и направлен в Иерусалим для воссоздания Русской духовной миссии. Уже в 50-е годы Елховский приходил к нам в гости, сидел за этим вот столом. Но вернёмся к отцу. Семинарию он закончил по первому разряду (это равносильно нынешней золотой медали) и имел право поступить в университет.
В Казанском медицинском университете будущий врач проучился недолго. Шла Первая мировая война, студента-медика призвали в армию и направили на шестимесячные курсы в Тифлисское военное училище. А уже в феврале 1917 года парень получил звание подпоручика и отправился на фронт. В Российской империи в это время происходили революционные перемены.
- Приехал на фронт, а там уже командуют полковые комитеты, - рассказывает Алексей Александрович. - Вернулся на родину, помогал отцу по хозяйству. А в 1918 году его снова призвали на службу, только уже в Красную Армию, и отправили сражаться с Колчаком.
Только в 1920 году Александр Дмитриевич Успенский смог вернуться в Казань. Но вновь сесть на студенческую скамью оказалось не так-то просто. Профессию он получил лишь благодаря своему упорству, терпению и сильному желанию стать врачом.
- После революции сменилось руководство университета, восстановиться не получилось, - говорит сын известного хирурга. - Папа стал посещать лекции на «птичьих правах». Днём учился, а ночью ходил на пристань разгружать баржи. Зарабатывал себе на существование. Спустя время ему все же выдали зачётную книжку. А уже на втором курсе стали платить стипендию. Только тогда отец почувствовал себя студентом.
Кстати, стажировку Александр Успенский проходил у А. В. Вишневского, будущего академика, знаменитого хирурга.
- А на работу отца собирали, смешно сказать, всей роднёй, - улыбается Алексей Александрович. - Чтобы врач прилично выглядел, кто-то из родственников дал костюм, другой пожертвовал галстук, третий принес рубашку. Купить что-то было проблематично, денег не хватало. Сначала отец работал в Писцове, потом его перевели в Новые горки, где он трудился 10 лет.
Жизнь потекла размеренно. Дарья Дмитриевна, супруга Александра Дмитриевича, тоже врач, родила ему двух сыновей. Была любимая работа, семейный уют. Но доктору вновь пришлось вернуться на войну. Правда, уже не с оружием в руках, а со скальпелем.
- Отец рассказывал, что время Финской кампании 1939 года для него было очень тяжёлым, - вспоминает Алексей Александрович. - С коллегой они в сутки оперировали до 400 человек. В ряд стояли по четыре операционных стола. Спали по три-четыре часа в сутки, но вытаскивали бойцов с того света. . .
Домой Александр Дмитриевич вернулся накануне Великой Отечественной. На эту страшную войну хирурга не взяли, его линия фронта была в тылу, в шуйских госпиталях.
- Отец рассказывал, что особенно большая нагрузка была здесь в 1942-1943 годах, - вспоминает Алексей Александрович. - Тогда из-под Ржева каждый день приходил состав с ранеными. Только представьте, какая нагрузка была на медицинский персонал. В госпитале лежали совсем молодые ребята. Особенно мне запомнился рослый, сильный парень без обеих ног. Катался на коляске на подшипниках. Он сам поднимался по лестнице. Перебрасывал своё тело руками через 5-6 ступенек. Сейчас рассказываю, комок стоит в горле. . .
Но и в послевоенные годы работы у доктора Успенского было много. Долечивал наших раненых бойцов, а в октябре 1947 года в нынешнее здание районной администрации, где был госпиталь, привезли на излечение пленных немцев, венгров и румынов.
- Отец был ведущим хирургом, - продолжает свой рассказ Алексей Успенский. - В шуйском госпитале лечилось около 300 военнопленных, треть из них — генералы вермахта. Например, в госпитале лежал немецкий генерал-лейтенант Генрих Дебуа, который сдался в плен в Сталинграде. Он, кстати, был ротным командиром у Гитлера во время Первой мировой войны. Многие генералы свободно говорили по-русски. Папа рассказывал, что один из них в 1913 году закончил с отличием московскую гимназию.
Победители относились к поверженному врагу гуманно. И это после тех зверств, что чинили фашистские захватчики на оккупированных территориях.
- Паёк пленных в госпитале был чёрного хлеба 900 гр. и 600 гр. белого, - рассказывает Алексей Александрович. - Для сравнения - я был ребёнком на иждивении родителей и мне давали 350 граммов хлеба, текстильщики получали 500 граммов, рабочие металлопрокатного завода — 900. Военнопленным разрешалось писать письма на родину. Однажды переводчица показала отцу письмо немецкого офицера домой, где он написал, что здесь, в Шуе, работает хирург, к которому под нож ложиться не страшно.
Госпиталь военнопленных расформировали в 1950 году. Александр Успенский устроился в Первомайскую больницу. Полгода поработал на скорой помощи, а затем стал штатным хирургом. А в 1957 году прошёл обучение в Ленинграде у профессора Петрова и переквалифицировался в онколога.
- В 1961 году отец, единственный из всех шуйских врачей, был удостоен именной медали А. В. Вишневского - престижной награды медицинского сообщества, - подчеркнул сын доктора.
До самого ухода из жизни Успенский стоял на страже здоровья шуян. Применял довольно новый в те времена метод лечения различных заболеваний методом подсадки тканей по способу Филатова-Румянцева, использовал и другие новейшие методики.
- Отец ушёл из жизни 30 января 1969 года, - сказал Алексей Александрович. - Прооперированные им люди ещё шли на поправку в больнице, а его самого не стало.
А вот сын с медициной свою жизнь не связал, хотя боготворил отца и преклонялся перед его врачебным талантом. Он признался, что проучился год в Ивановском мединституте, но понял, что это не его стезя, выбрал другой жизненный путь. И поступил правильно. В этой профессии случайным людям не место. А уж настоящими докторами становятся, наверное, люди, рождённые под особой звездой. Такие, как Александр Успенский.
.Подробнее читайте на sizvestiya.ru ...