«Каждый пациент проходит через твое сердце»

«Каждый пациент проходит через твое сердце»
фото показано с : sizvestiya.ru

2021-6-21 11:42

Врач анестезиолог-реаниматолог Сергей Ушаков рассказывает о своей работе в Шуйской ЦРБ Работа в реанимации мне всегда казалась морально тяжелой, а врачи-реаниматологи представлялись немногословными и закрытыми людьми из-за того, что слишком часто им приходится видеть смерть и горе родственников от потери близкого человека.

Но Сергей Ушаков, к счастью, оказался полной противоположностью нарисованному моим воображением образу.

Молодой оптимист с огромным и искренним желанием помочь каждому своему пациенту пришел в Шуйскую ЦРБ два года назад, имея за плечами уже приличный медицинский багаж. Сначала он окончил Шуйский медицинский колледж, потом Ивановскую медицинскую академию и клиническую ординатуру по специальности «Анестезиология-реаниматология». Во время учебы работал. Начал санитаром, потом медбратом, врачом-стажером, а теперь он - врач анестезиолог-реаниматолог Шуйской ЦРБ.

Свою первую пациентку молодой специалист помнит хорошо. Эта бабушка поступила в больницу с гангреной нижней конечности. Такое осложнение сахарного диабета при правильном лечении можно предотвратить, поэтому больные, которым выполняют ампутацию, вызывают острое чувство сожаления о нереализованных возможностях и остаются в сердце врача навсегда.

«Помню и свою первую успешную реанимацию: у пациентки с инфарктом была остановка сердца. Мы ей провели три комплекса сердечно-легочной реанимации и все-таки добились, чтобы ее сердечко забилось. Потом трое суток она была на искусственной вентиляции легких, на лекарственной поддержке, заново училась дышать сама», - вспоминает Сергей Александрович.

По признанию врача, первое время после завершения учебы работать тяжело. Теоретические знания, накопленные в вузе, надо применить на практике, не теряя быстроту реакции и точную оценку быстро меняющейся клинической ситуации. Наша ЦРБ – многопрофильная больница, поэтому каждый анестезиолог-реаниматолог участвует в лечении больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, с коронавирусной инфекцией, с ожогами, травмами и отравлениями.

Как справедливо заметил Сергей Александрович, ежедневно анестезиолог-реаниматолог сталкивается не только с трудностями лечения болезни, но и с необходимостью преодоления стойких заблуждений пациента. Например, некоторые пациенты боятся не столько самой операции, сколько наркоза, который, по убеждению больного, отнимает пять лет жизни. Требуется терпеливо пояснять, что современные компоненты наркоза, применяемые для обезболивания во время операции, - щадящие. Пациенту не стоит страшиться анестезии, стоит бояться тех осложнений, которые могут случиться при затягивании оперативного вмешательства.

Самой жесткой проверкой на прочность оказалась борьба с коронавирусом. Ее шуйские врачи ведут уже почти полтора года. «Изначально предполагалось, что все пациенты с тяжелым течением коронавирусной инфекции будут лечиться в инфекционной больнице г. Иваново. В первые дни пандемии в Шуе регистрировались по 5-10 больных в день, потом больше – около 20 пациентов в сутки, затем число больных пневмонией, приезжавших на КТ-диагностику, превысило 60 в день. Такая ситуация складывалась по всей области, всё больше пациентов поступали в крайне тяжелом состоянии, в таком, которое называют «нетранспортабельным». И тогда к нам, анестезиологам-реаниматологам, обращались с просьбой помочь», - рассказывает Сергей Александрович.

Бывало и по-другому: пациент поступал в стабильном состоянии, но отказывался дышать кислородом через специальную маску, и болезнь в условиях гипоксии разрасталась, создавая угрозу жизни.

Врач навсегда запомнил одного из своих молодых пациентов с ковидом, за которого переживали всем отделением и который не раз за время лечения стоял на грани жизни и смерти. Он провел в палате реанимации месяца два из-за того, что, поступив с поражением легких около 50%, пренебрег рекомендациями врача (требовалось дышать через маску и до 12 часов в день лежать на животе). Потом развилось осложнение в виде тромбирования мелких ветвей легочной артерии. Срочно потребовалось перевести его на неинвазивную искусственную вентиляцию легких, и следующие полтора месяца он лежал строго на животе и выполнял все советы. «Этот пациент - настоящий борец. Мы все очень рады, что ему удалось выкарабкаться. Поэтому всем советую неукоснительно слушать рекомендации врача, так как этот вирус часто ведет себя агрессивно», - говорит реаниматолог.

Доктора накапливали опыт. На ежедневных конференциях слушали коллег из области и других районных больниц, которые делились своими успешными тактиками лечения. Несмотря на то, что работали на пределе своих возможностей, никто из специалистов никогда не отказывал в помощи и консультации.

«В больнице появились новые аппараты, оснащенные функцией неинвазивной вентиляции легких. Это оборудование отслеживает уровень кислорода в крови, помогает больному дышать и насыщать кровь кислородом до необходимого уровня. Это помогает выжить больным с поражением легких более 75%», - поясняет Сергей Александрович.

Своими глазами увидев, как вирус по-разному ведет себя и скольких людей он сгубил, Сергей Ушаков сделал прививку. В первый день начала вакцинации медработников (как и все врачи-реаниматологи). Он убежден, что любое заболевание лучше предупредить, а не лечить. А коронавирус страшен как раз своими осложнениями. Потом сдал тест и получил результат: высокий титр антител. Это значит, что развился стойкий и напряженный иммунитет. Теперь за количеством антител в крови важно следить.

«Каждый пациент оставляет след в большом сердце врача. Вместе с ним ты дышишь, вытаскиваешь его, а если болезнь оказывается сильнее, то переживаешь его уход, - делится переживаниями реаниматолог. - В победе над болезнью важно сотрудничество врача с пациентом. Я обычно говорю: «Нас трое: я, ты и болезнь. Если мы будем вместе, тогда мы победим, если ты покажешь слабину, то перейдешь на сторону болезни, и тогда я окажусь бессильным».

После инфаркта, например, когда отступила боль, восстановилось дыхание, уже в реанимации начинается реабилитация. Врачи просят больного выполнить самые простые упражнения, например, сжать руку в кулак, искренне радуясь пусть и небольшим успехам. Это не медикаментозная помощь, но она важна. Пациент должен выступать союзником в лечении, а отношения строиться на доверии. Врач может облегчить боль или дать антибиотик при бактериальной инфекции, чтобы убить причину болезни, а восстанавливается пациент своими силами.

По словам Сергея Александровича, в реанимации нет случайных людей, и врачи здесь работают по призванию. «Мне настолько комфортно работать здесь, что я считаю реанимацию своим вторым домом, у нас сильна взаимовыручка коллег, а коллектив очень сплоченный», - говорит Сергей Ушаков.

Нередко от медиков можно услышать, что со временем происходит профессиональное выгорание. Если пропускать через себя все человеческие судьбы и переживать за своих пациентов, можно быстро перегореть. Абстрагироваться от работы врачу помогает семья - его опора, которая понимающе относится к непростому труду. А еще не думать о тяжелых пациентах помогает обычная пробежка или езда на машине по трассе. «Когда перед глазами сменяются пейзажи за окном, я успокаиваюсь», - признается Сергей.

Есть ли место чуду в работе анестезиолога-реаниматолога? Врач отвечает однозначно: «Да!» Но пока, признается Сергей Ушаков, в его практике увидеть чудо ему не приходилось. «Хотя коллеги рассказывали, что даже крайне тяжелые пациенты, которые уже висели на волоске между жизнью и смертью, начинали поправляться! Что это, если не чудо, дарованное человеку свыше? Реаниматологи должны верить в чудеса, но до последнего вздоха отчаянно бороться за каждого пациента!» - утверждает Сергей Ушаков.

.

Подробнее читайте на ...

сергей ушаков врача пациент реанимации легких врач помогает