Малая родина не отпускает

Малая родина не отпускает
фото показано с : sizvestiya.ru

2025-2-7 11:29

Валентина Ивановна Рулёва не может без слез смотреть военные фильмы, в них все напоминает о детстве и пропавшем без вести отцеВ крохотном домике Валентины Рулевой даже в самый морозный день тепло.

Тепло от ее большого доброго сердца: под одной крышей с хозяйкой уживаются пять кошек, все - приемыши.
Обстановка в доме скромная: старомодный сервант, видавший виды стол и небольшой телевизор. На старенькой кухне урчит чайник. Две пестро-белые пушистые красавицы дремлют на подоконнике. Валентина Ивановна их даже назвала одинаково — Олеси. Крупный дымчатый кот Мурзик свернулся калачиком в кресле и с лукавым прищуром прислушивается к нашему разговору.
«Я родилась в Иванове в 1936 году, в семье нас было пятеро детей, - рассказывает Валентина Ивановна. - Отец по профессии - железнодорожник. В 40-м году его командировали в Белоруссию, мы переехали в город Лунинец. Станция, где работал папа, находилась за 49 километров от дома».

Иван Алексеевич Рулев был начальником товарной железнодорожной станции города Пинска Брестской области. Трагические события в белорусском городе начались практически с первых дней Великой Отечественной вой­ны. Германские войска быстро продвигались вглубь территории СССР, подминая огромной своей мощью застигнутую врасплох Красную армию. Отчаянно сопротивлялись вторжению пограничники Брестской крепости, но враг был сильнее. Пинск был захвачен сразу же.
«Помню, отец из дома звонит на работу в Пинск, а ему на том конце провода уже отвечают немцы, - смахивает слезы собеседница. - Срочно началась эвакуация. Жителей вывозили в товарном поезде. Мы жались с котомками в вагоне, плакали. Несколько раз наш состав бомбили».
Машинист притормаживал, мужчины с трудом открывали двери вагонов, и эвакуируемые, рискуя переломать руки и ноги, выпрыгивали на насыпь. Бежали вниз, падали навзничь, закрывая голову руками. Самолеты Вермахта резко заходили над составом, сбрасывая вниз бомбы. Эти страшные картины так врезались в память моей собеседницы, что по сей день Валентина Ивановна не может без слез смотреть военные фильмы. В них все напоминает ей детство, полное тревог и опасностей.
Отец героини рассказа пропал без вести, а мать, Ефросинья Петровна, с детьми из Мордовии перебралась в Шую, к своей маме. «Бабушка жила в Набережках и приютила нас, - взгляд моей собеседницы теплеет. - Мама устроилась на Малую Красную фабрику сначала охранником, позже перешла в ткачи. Старшие сестры и брат ходили в школу, а меня устроили в детский садик № 7 на 1-й Московской улице. Воспитателем моим была Вера Федоровна Бальмонт».
Очень благодарна Валентина Ивановна своей воспитательнице. Однажды она спасла ее от заболевания, поделившись небольшим кусочком сливочного масла, необходимого для изготовления лечебной мази.
Валя Рулева училась во второй школе. После войны окончила школу фабрично-заводского ученичества, стала ткачихой. Устроилась с подружками на Тезинскую фабрику. «Зарабатывали мы мало. Молодые, неопытные, были запасными в бригаде. К станкам вставали лишь на подмену, когда кто-то из основных работниц из-за болезни не выходил на работу», - рассуждает женщина.

В поисках лучшей жизни решили с подругами переехать в Грузию. Три года работала в городе Гори на крупном текстильном комбинате, но там было не легче, да и тянуло в родные места, на малую родину. Вернулась в Шую, устроилась на Малую Красную фабрику ткачихой. Этот период стал особенным в жизни моей собеседницы. Работала молодая текстильщица по-стахановски, обслуживала 28 станков за смену и выпускала тысячи километров ткани.
А потом неожиданно для всех Валя Рулева переехала в Эстонию. Ей предложили место на хлопчатобумажном комбинате «Балтийская мануфактура». Кстати, он был одним из крупнейших предприятий легкой промышленности Эстонии в годы царской и советской власти. Здесь Валентина Ивановна проработала до самой пенсии. Была ударником Коммунистического труда, выполняла двойную норму - обслуживала за смену 56 ткацких станков. А за ударный труд землячка получила квартиру. Награждена медалью «Ветеран труда», имеет десятки благодарностей.

Но Советский Союз, казавшийся таким мощным и незыблемым, рухнул. От былой дружбы людей разных национальностей не осталось и следа. В прибалтийских республиках русские начали подвергаться травле и гонениям. Прежние трудовые заслуги были забыты. Продав квартиру в Эстонии, Валентина Рулева переехала в Шую. Купила маленький домик и с большим удовольствием окунулась в провинциальный быт. Летом занималась огородом. У соседок научилась выращивать овощи и заготавливать их.
«У меня был замечательный огород. Выращивала томаты, огурцы, капусту. Весь подпол был забит заготовками, - улыбается Валентина Ивановна. - Забросила не так давно. Тяжело в 88 лет заниматься хозяйством. Помогают племянники, но они редко приезжают. Одна отрада — мои пушистые помощники, мои кошки».
У каждого животного своя история появления в доме пенсионерки. Двух своих Олесь пенсионерка нашла в канаве крохотными котятами. Принесла домой, и малышек выкормила старшая кошка Люся. Дымчатый Мурзик пришел от соседей, живет у Валентины Ивановны уже вторую зиму. Еще один уличный котик часто наведывается к ней за пропитанием. Вот и в день нашей встречи хвостатый бродяга пришел к крыльцу любимой кормилицы, чтобы скрасить ее одиночество.

.

Подробнее читайте на ...

валентина ивановна отец собеседницы устроилась рулева фабрику малую