За штурвалом научного судна

За штурвалом научного судна
фото показано с : sizvestiya.ru

2022-11-17 09:42

Северное сияние, огромные айсберги, белых медведей и морских котиков видел наш земляк в Арктике, а сейчас он уже отправился в Антарктику «Можно войти? Узнаёте?» - раздался знакомый мужской голос.

На пороге стоит молодой человек. Красивый, подтянутый, улыбающийся. «Николай Костенко! Рада видеть!» - воскликнула я. Улыбка Коли стала еще шире. Мы не виделись с ним два с лишним года. За это время наш земляк заметно возмужал.

Летом 2020 года мы рассказывали об участии Николая Костенко в океанографической экспедиции на судне «Адмирал Владимирский». Статья об увлеченном человеке нашла живой отклик в сердцах наших читателей. Очередная встреча сулила новый интересный рассказ моряка о морских впечатлениях.

«Сейчас работаю на научно-экспедиционном судне «Академик Трёшников» Арктического и антарктического научно-исследовательского института, - начал свой рассказ Николай. - Полтора месяца были в экспедиции. Наш корабль сопровождал уникальное научно-исследовательское судно - ледостойкую платформу «Северный полюс» - к месту ее работы в Арктике. В поход уходили из порта Санкт-Петербурга».

Тут стоит пояснить, что из себя представляет ЛСП «Северный полюс». Эта ледостойкая платформа — преемник знаменитых советских дрейфующих станций, первая из которых была запущена в 1937 году. Дрейфовать в Северном Ледовитом океане теперь можно не только на льдине, но и на вмороженном в лёд судне.

По словам разработчиков, судно не имеет аналогов в мире. «Северный полюс» - это плавучая обсерватория, на борту которой работают 15 лабораторий. Платформа оборудована современными приборами для исследования донных отложений Северного Ледовитого океана, проведения океанологических, биологических, экологических исследований. Учёные проводят исследования атмосферы и климата, льда и ледяного покрова.

Из Северной столицы корабль отправился к месту вмораживания научной платформы. Через Финский залив по Баренцеву и Норвежскому морям «Академик Трёшников» шел впереди ледостойкой самодвижущейся платформы сначала в Мурманский порт, а оттуда - на восток, к конечной точке маршрута.

Обстановка сейчас в мире непростая. В чужих водах российский морской караван постоянно сопровождали с воды и воздуха норвежские военные корабли и самолеты. Экипажи воздушных и морских сил НАТО наблюдали за нашими научными судами, вели фото- и видеосъемку. Лучше бы за своими союзниками так следили, когда они Северные потоки взрывали.

Мурманск поразил нашего земляка не только суровой природой, но и необычайным гостеприимством. «Очень душевные люди живут в этом северном городе. Каждый, к кому ни обратись с просьбой, подскажет, расскажет, даже на автобусе отвезут бесплатно куда надо», - восхищается мурмончанами Николай Костенко.

Во время краткой остановки в Мурманске Николай успел увидеть одну из главных туристических достопримечательностей города – огромный термометр. 65-метровый градусник из светодиодных светильников со специальной системой управления оборудован на трубе Мурманской ТЭЦ и показывает температуру воздуха. Благодаря огромным размерам градусник виден со всех сторон в радиусе трех километров.

Но это — лирическое отступление. Тяжелой работой и большой ответственностью запомнился моряку Костенко северный поход. Впервые Николай стоял за штурвалом корабля. «Во льдах управлять морским судном нужно как автомобилем на дороге – аккуратно, чтобы не произошло аварии. Помощник капитана смотрит в бинокль, выбирает курс, где меньше льда и торосов, и командует мне, какой угол брать. Наш корабль ледокольного типа, мы пробивали лед, а за нами в полукилометре двигалась платформа. Длина нашего судна более 130 метров, ширина более 25. На борту экипаж и 50 учёных. Ответственность колоссальная», - признается наш земляк.

Северное сияние, огромные айсберги, белых медведей и морских котиков видел наш мореплаватель. Мишки разгуливали по льдинам, не реагируя на шум корабля. Когда «Академик Трёшников» достиг конечного пункта назначения, начались работы по отгрузке оборудования. Николай вместе с сослуживцами цеплял стальными тросами контейнеры. Груз поднимал вертолет. «От работающих лопастей «вертушки» поднимался такой сильный ветер, который почти сбивал с ног. Стальные тросы извивались, как змеи, могли ударить разрядом статического электричества. Не смертельно, но неприятно», - вспоминает моряк.

Николаю Костенко поручили оберегать ученых от набегов белых медведей. Башенный кран спускал на лед защитную сетку-капсулу, в которой находились люди. Пока ученые выполняли свои опыты, Николай внимательно следил в бинокль – нет ли поблизости медведей. На ярко-белом снегу животное трудно заметить: шкура его чуть в желтизну и практически сливается со снежным покровом. Только черные точки носа и глаз выдают хищника.

Несмотря на свой милый и добрый вид, белые медведи считаются самыми опасными, особенно когда они голодны. Полярные мишки достаточно сильны, чтобы оторвать руку человека одним ударом лапы. «Хитрые зверюги, подползали к людям. И на удивление, быстро бегали. В случае опасности я громко кричал, и ученые опрометью бежали к сетке, забирались в нее. Крановщик поднимал капсулу на безопасную высоту», - рассказывает Николай.

Из северного морского путешествия Николай Костенко привез множество красивых фотографий и незабываемые впечатления. Побывал на полярной станции – в научном городке с современнейшим оборудованием, домами-модулями и собственной пивоварней.

А 15 ноября наш земляк уже на борту ледокола «Академик Федоров» отправился в Антарктиду. Судно направилось в порт Кейптаун, откуда проследует на станцию «Прогресс», чтобы забрать участников сезонной экспедиции и строителей нового зимовочного комплекса и перевезти их в Кейптаун. Экспедиция завершится в июне 2023 года.

Семь футов под килем, земляк!

.

Подробнее читайте на ...

николай костенко земляк медведей академик морских северный экспедиции