Ветеран военного флота

Ветеран военного флота
фото показано с : sizvestiya.ru

2024-5-31 21:47

Капитан второго ранга в отставке вспоминает о детстве, прошедшем в Великую Отечественную, и воинской службе - в зрелые годы Шуянину Адольфу Семеновичу Калошину уже 91 год. Но каждый год в День Победы он продолжает приходить к Вечному огню, чтобы поклониться землякам, победившим в жесточайшей из войн, и возложить цветы к мемориалу.


Праздник Победы в этом году не стал исключением. Адольф Семенович вместе с другими детьми войны сидел в первом ряду в парадной форме капитана второго ранга - крепкий, подтянутый и немного задумчивый.
Начало Великой Отечественной он встретил в пионерском лагере на Харинке. Его отец, Семен Петрович, - коммерческий директор ивановского завода №3, в то время должен был до-оборудовать лагерь, а затем возглавить его на три смены. Сына он взял с собой. 22 июня ребятишки почувствовали, что случилось что-то нехорошее. «Даже в воздухе ощущались тревога и напряжение, взрослые озабоченно переговаривались между собой. На линейке нам объявили, что началась война с Германией. Вечером у нас была намечена творческая встреча с известным советским актером Андреем Абрикосовым, которую, между тем, не отменили. Мы увидели актера и посмотрели фильм с его участием - «Александр Невский». А уже на следующий день отец отправился на фронт», - вспоминает Адольф Семенович.
Начались долгие военные будни. Время, когда на окнах обязательно присутствовало затемнение, когда несмотря на то, что город находился в тылу, люди рыли окопы и готовились к встрече с врагом, когда продукты выдавали по карточкам. В Иванове Калошины остались вчетвером. «В семье росло трое детей. У меня есть еще две сестры - старшая Аля и младшая Неля. Помню, что по карточкам рабочим давали 600 граммов хлеба, детям - 400, а служащим - 300. Мама из ателье, в котором работала до войны, вынуждена была уйти. Нужно было выживать. Одно время трудилась посудомойкой в мединституте, откуда иногда ей удавалось принести жиденький суп, которому мы, дети, все равно были рады», - вспоминает Адольф Калошин.
Старшая сестра Аля, которой было всего-то 13 лет, научилась рукодельничать и устроилась на фабрику. Там она вышивала блузки, рубашки, полотенца. Как работнице ей дали продуктовую карточку на 600 граммов хлеба. Это было хорошим подспорьем Калошиным.
В начале войны людям давали колотый сахар. Но потом его заменили сахарином. Вспоминает Адольф Семенович и плитки дуранды - жмыха из скорлупы семечек подсолнуха, которые ему даже нравились, потому что были сладковатыми. А вот картошки в городе было не достать, поэтому семья ела очистки. «Картофельные очистки я не любил, потому что от них потом сильно саднило горло», - говорит он.
В военные годы мама отправляла Адольфа в пионерский лагерь в Плес, где всех ребятишек дополнительно подкармливали. С тех пор с Плесом у него связаны теплые воспоминания. «Я и сейчас этот живописный уголок Ивановской области люблю больше других, - признается он. - Еще одно из ярких воспоминаний: мамина младшая сестра Нина работала хормейстером в ивановском Дворце пионеров, куда часто приводила меня. На меня огромнейшее впечатление произвел кабинет, который был расписан замечательными палехскими мастерами по сказочным сюжетам — и стены, и окна. Так палехскую роспись полюбил я на всю жизнь».
Самыми светлыми и счастливыми моментами в войну были письма, которые присылал отец. Их в семье очень ждали в надежде на победу и скорую встречу. А еще дети очень любили военные киносборники, которые часто показывали на большом экране, и частенько бегали смотреть, как продвигаются наши войска по Европе. Около мединститута была вывешена большая карта, на которой каждый день отмечали путь советской армии к Берлину.
«Девятое мая 1945 года был теплым и солнечным днем. Все люди с Тейковской улицы, на которой мы жили, вышли из домов отмечать Победу. Играли на гармонях, танцевали, веселились и долго не расходились», - рассказывает Адольф Калошин.
Семен Петрович в войну прошел от Калинина до Кенигсберга. А после его взятия часть Третьей советской армии Белорусского фронта стали переправлять на Дальний Восток для войны с Японией. Так он оказался в Порт-Артуре - крупной военно-морской базе Советского Союза в Желтом море. Только через некоторое время после окончания войны он смог взять отпуск и приехать в Иваново, чтобы забрать семью на Дальний Восток.
В Порт-Артуре каждый камень помнил боевую славу России, историю русско-японской войны. Если в Иванове Адольф в первый класс пошел в школу №30, известную своими гениальными выпускниками - академиком М. Келдышем, народным художником Б. Пророковым, известным артистом Ю. Коганом и многими другими, то в Порт-Артуре школа располагалась в здании японского артиллерийского кадетского корпуса, и ребят учили, в том числе преподаватели вузов, переехавшие сюда вместе с мужьями-военными. Подготовка, как и обеспечение, были на высоте.
Поэтому после школы Адольф Семенович поступил в Вильнюсское военное училище. «После окончания учебы работал на различных технических должностях в радиотехническом полку. В то время как раз обнаружился огромный кризис с кадрами на флоте. Поэтому я пошел служить на флот. В этом решении меня горячо поддержал отец, - рассказывает ветеран. - Сначала был направлен на узел связи Балтийского флота, а оттуда уже на Северный флот. Там я прослужил года два, а затем меня направили на крейсер «Мурманск» 7-ой эскадры Северного флота. На «Мурманске» служил три года. Поскольку крейсер нес боевое дежурство в Средиземном море, то я участвовал в разрешении арабо-израильского конфликта. Часто корабль заходил с визитами дружбы в разные порты мира. Так я побывал в городе Аннаба в Алжире, незабываемые впечатления оставил Дубровник в Хорватии. Через три года моей службы оказалось, что крейсер «Мурманск» подлежит капитальному ремонту, его направили в Севастополь. А меня перевели в аварийно-спасательную бригаду».
Следующим местом службы Калошина оказалась Новая Земля. На государственном полигоне ядерных испытаний он провел три года. Новая Земля поражала своей уникальной природой: необычное состояние человека во время белого безмолвия, завораживающую красоту северного сияния Адольф Семенович запомнил на всю жизнь.
В большом фотоальбоме у капитана сохранились фотографии белых медведей, которые подходили буквально к подъездам жилых домов, чтобы полакомиться сгущенкой, к которой их приучили люди. Сняты им и шумные птичьи базары, и колонии пингвинов. Эта любовь к пейзажной фотосъемке осталась с ним на всю жизнь. Поэтому Адольф Семенович не раз становился участником выставок, в том числе и персональной.
«На флоте я провел 34 года, а после окончания приехал к родителям в Ригу. В Прибалтике тогда жила вся наша семья. Некоторое время трудился в обществе «Знание». Но так как обстановка там была напряженной, то решил переехать в Шую, где еще жили сестры отца. Так я вернулся в те места, где прошло мое детство. Увлекся историей и краеведением, продолжаю фотографировать. Так и живу!» - говорит ветеран военного флота Адольф Калошин.

.

Подробнее читайте на ...

адольф время семенович войны отец вспоминает флота крейсер