2022-1-13 09:26 |
О чем рассказали документы прокуратуры 1941 — 1945 годов, хранящиеся в городском архиве Прокуратура берет свое начало с 18 века, когда Указом от 12 января 1722 года Петр I утверждает прокуратуру Российской Империи с целью борьбы с должностными преступлениями, казнокрадством и взяточничеством.
С тех пор прошло 300 лет.
Многое изменилось в жизни нашего государства, как и само государство. Изменился государственный строй, жизнь и быт людей, их мировоззрение, да и законы во многом изменились. Сама прокуратура также претерпела ряд изменений. Поменялась ее структура, подчиненность, некоторые полномочия. Но неизменной осталась главная функция – стоять на страже закона.
В городском архиве хранится часть документов Шуйской межрайонной прокуратуры. Обращаясь к ним, можно проследить, что во все, даже самые тяжелые для нашего государства и народа времена: в годы войн и революций, бунтов и путчей, репрессий и экономических кризисов, прокуратура всегда стояла на защите интересов государства и народа.
Для примера обратимся к работе Шуйской прокуратуры в годы Великой Отечественной войны. В нашем небольшом провинциальном городке не велись военные действия, он не был оккупирован немцами, но здесь тоже жилось нелегко. Все предприятия работали для фронта, для победы. Работал и стар, и млад. Большая часть населения понимала всю ответственность момента, но были и те, кто нарушал закон: сознательно не выходил на работу, злоупотреблял своим служебным положением, «разбазаривал» и расхищал социалистическую собственность. Органы прокуратуры, суда и милиции вели решительную борьбу с лицами, уличенными в расхищении социалистической собственности, в «разбазаривании» продовольственных и промышленных товаров, в злоупотреблении с продовольственными карточками.
Вот сводка прокурора Шуи т. Ефремова от 03. 10. 1943 года: «За 9 месяцев январь-сентябрь 1943 г. было предано суду: …в особо крупных размерах хищения предано суду военного трибунала 9 чел. , должностных лиц за злоупотребление по службе, связанных с хищениями и разбазариванием промышленных и продовольственных товаров, 31 чел. , за злоупотребления, хищения и мошенничество с продовольственными и промышленными карточками 51 чел. , за спекуляцию товарами 7 чел. , за обвешивание 2 чел. . . »
Работники Шуйской прокуратуры всегда выступали и выступают на страницах местных и областных газет с публикациями. Открытость и гласность – это один из принципов этой государственной структуры. Освещая свою работу, защищая законные интересы граждан, они рассказывают о результатах следствия в отношении тех, кто преступил закон, знакомят население с основами законодательства. Из докладной записки прокурора Шуи за 1943 год: «Результаты судебных процессов освещались в газете «Шуйский пролетарий». О предании суду за расхищение социалистической собственности было опубликовано 9 газетных заметок…».
Прокурор Шуи Шпулина в октябре 1944 года в заметке «Железная дисциплина на предприятиях – закон военного времени» пишет: «Строжайшее соблюдение железной трудовой дисциплины на предприятиях является залогом успешного выполнения ответственных заданий фронта и страны. Наша текстильная промышленность Указом Президиума Верховного Совета приравнена к военной промышленности, поэтому на текстильные предприятия распространяется закон о трудовой дисциплине с особой ответственностью в условиях военного времени. Но, тем не менее, у нас еще есть рабочие, которые нарушают закон и этим самым подвергают себя к суровой ответственности. . . » Далее в заметке шла речь о двух злостных дезертирах, покинувших рабочие места без уважительных причин и скрывшихся из города. За это по законам военного времени один был приговорен к семи, другой — к восьми годам тюремного заключения.
Каждое дело, переданное в прокуратуру, тщательно проверяется и разбирается. Благодаря такому подходу в годы Великой Отечественной войны были не только осуждены виновные, но и спасены от суда те, чьи судьбы могли быть сломаны в самом начале жизненного пути. . . В докладной записке прокурора Ефремова от 20 июля 1943 года секретарю Шуйского Горкома тов. Коробову читаем: «Слабо проводится воспитательная работа среди молодых рабочих, за счет которых исключительно наблюдаются случаи нарушения трудовой дисциплины. Очень часто директор завода формально-бюрократически, необоснованно, предает суду рабочих. Так, например: Королев Г. Ф. , 1927 года рождения, в прошлом воспитанник детдома, работает на заводе учеником слесаря. По случаю отсутствия обуви (ботинки его комендант общежития унесла в починку) он с 9. 03. 1943 не выходил на работу, за это его директор завода отдает под суд Военного трибунала. Дело прекращено. Из числа 47 дел, поступивших в прокуратуру на дезертиров, было прекращено и переквалифицировано 21, или 45%».
Наше государство большое внимание уделяло и уделяет правам беременных женщин и матерей. Прокуратура Шуи и здесь не стоит в стороне. В 1944 году, проверяя условия работы женщин на текстильных предприятиях, помощник прокурора Луковкин доводит до сведения руководителей фабрик и предписывает: «Выделить комнату для матери и ребенка… Организовать пошивку детского приданого… Освободить женщин в стадии беременности от сверхурочных работ… Освободить кормящих матерей от ночных работ».
Можно привести еще множество примеров, как работала и сегодня работает наша прокуратура. У каждого времени свои особенности, свои трудности, но прокуратура России всегда стояла и стоит на страже закона, оставаясь «всевидящим оком» государства, оплотом порядка и законности.
Елена Клюхина,
архив г. о. Шуя.
Подробнее читайте на sizvestiya.ru ...