«Косы велели состричь»

«Косы велели состричь»
фото показано с : sizvestiya.ru

2023-2-10 10:32

16-летней девчонкой Валя Солнышкина отправилась на фронт под Сталинград С пожелтевшей, размером меньше спичечного коробка фотографии военных лет на меня серьёзно смотрят две не по годам взрослые девушки в военных гимнастёрках и пилотках.

Одна из них - Валентина Михайловна Серая.

- Вот такая я была в молодости. Похожа на себя нынешнюю? - кокетливо спрашивает и смеётся ветеран Великой Отечественной во время нашей встречи накануне юбилейной даты победы в Сталинградском сражении.

Валентине Михайловне 97 лет. Но кажется, что для неё это лишь цифра в паспорте, в ней живёт та молодая девушка, которая 81 год назад смело отправилась на фронт, помогать нашим бойцам бить фашистов на передовой. Она живо интересуется ходом специальной военной операции на Украине, до слёз переживает за наших ребят, хлопочет по дому.

- Вчера подышала свежим воздухом, - говорит женщина. - И энергия такая появилась, уборку сделала, ковры вычистила.

Дома у неё идеальная чистота и порядок. Все вещи аккуратно лежат на своих местах. Да и встретила меня Валентина Михайловна принарядившись, словно доказывая: женщина всегда должна оставаться женщиной в любом возрасте.

Счастливая жизнь Вали Солнышкиной (девичья фамилия В. М. Серой) в родной станице Новогригорьевская в Сталинградской области была нарушена войной.

- В школе нам рассказывали, как Гитлер захватывает одну за другой европейские страны. Но мы верили в пакт о ненападении, и поэтому война стала для нас полной неожиданностью, - вспоминает ветеран. - Помню, после окончания 8 класса приехала домой. Были летние каникулы. В воскресенье 22 июня 1941 года отец пришёл домой и сказал, что на нас напала фашистская Германия.

Сначала, по словам ветерана, война не чувствовалась, но уже в июле-августе 41-го в Сталинградскую область потянулись беженцы из западных регионов СССР, которые первыми попали под удар фашистов.

- Отца забрали на фронт 16 ноября. О его дальнейшей судьбе я знаю очень мало, - с грустью говорит женщина. - Знаю, что он попал в плен где-то под Воронежем. Известно, что немцы перевезли его и других пленных на Украину. А дальше ничего неизвестно. Старший брат учился в Сталинградском лётном училище, впоследствии он стал лётчиком и прошёл всю войну. А сестра ещё до войны уехала в Шую, к родственникам. Так осенью 1941 года мы с мамой остались одни.

В 1942 году стало тяжелее. Фронт всё ближе приближался к Дону. Всё чаще стали происходить налёты и бомбёжки фашистской авиации.

- Кстати, тогда я впервые увидела захватчиков, - отмечает Валентина Михайловна. - По нашей станице наши солдаты провели двух пленных немцев. Из-за близости фронта нам пришлось покинуть станицу. Уехали в Каменку, разместились там у родни. Тогда же в 1942 году Сталинградский обком КПСС начал мобилизовывать молодёжь на оборонительные работы. Всех ребят и девчат с 14-летнего возраста собрали в одном из домов в деревне, объяснили, что нужна наша помощь для победы. Молодёжь у нас боевая была, никто не испугался. Нас отвезли на станцию Лог, в школу, где я ещё полтора года назад училась. Выдали головные уборы и фуфайки. Мне вручили винтовку, и старшина отвёл на пост — охранять штаб. Это была моя первая военная работа.

Вале на тот момент не было и семнадцати. Юная, хрупкая, но настроенная на сопротивление врагу и победу над захватчиками, как и ее сверстники того сурового времени, девочка влилась в военную жизнь.

- Стали нас учить, - рассказывает Валентина Михайловна. - Кого-то на медсестёр, кого-то на поваров, кого-то на связистов. Меня же определили писарем в штаб заградительного батальона 23-й стрелковой дивизии. Наш заградбатальон исполнял обязанности комендантской службы — патрулировал улицы населённых пунктов, следил за порядком, пресекал панику у населения, которую вызывало наступление фашистов.

Фронтовая жизнь тяжела даже для крепких мужчин, а что уж говорить про юную девушку. Валентина Михайловна жила в траншеях, спала на снегу, пешком в сильный ветер и мороз делала 40-километровые марши.

- До войны у меня были длинные волосы, заплетённые в косы, - говорит женщина. - А как вступила в ряды Красной Армии, фельдшер посмотрел на мои косы и печально сказал, что нужно их состричь. Ванных комнат в окопах нет. Могли появиться вши. Делать нечего, состригла. И в поле развеяла волосы на ветру.

Несмотря на то, что Валентина Михайловна служила писарем в штабе, были моменты, когда она оказывалась на волосок от гибели.

- В Песковатке случай был, - вспоминает ветеран. - Фашистский самолёт заметил нашу машину с боеприпасами рядом с одним из домов и открыл по ней огонь. Снаряды в кузове начали рваться. А я первый раз оказалась в такой ситуации, стою среди этого хаоса, замерла. Тут внезапно старшина сильно толкнул меня, я упала. Если б не он, посекло бы осколками.

Настало время главной битвы. Помнит женщина мощное наступление наших войск в Сталинградском сражении.

- Наши собрали большое количество артиллерии и «Катюш» и начали обстреливать немецкие позиции на другом берегу Дона. Это было впечатляюще! Такая мощь нашего оружия! Противник, а здесь нам противостояли в основном румыны, не выдержал и стал сдаваться в плен, - говорит Валентина Михайловна. - А мы, девчонки любопытные, нам всё интересно. Ходили в здание местной школы, смотрели на пленных немецких генералов. Они уныло сидели в одном из классов, опустив головы. Не ожидали фашисты такой стойкости и отваги русского человека. А солдаты и младшие офицеры, среди которых были немцы, венгры, румыны сидели на одной из площадей прямо на земле. Жалкие, сопливые, вшивые. . . Сам же Сталинград был практически полностью разрушен и представлял собой страшное зрелище.

После Сталинграда новое испытание. Девушку в составе 219 полка 23 стрелковой дивизии отправили в новый пункт дислокации — посёлок Томаровка, совсем недалеко от Прохоровки, где буквально через несколько месяцев произошло крупнейшее танковое сражение.

- Только там я служила уже не писарем, меня назначили агитатором в отдел пропаганды в штабе полка, - рассказывает женщина. - Но в штабе не отсиживалась. Ходила на передовую, в окопы к нашим бойцам. Читала им свежие газеты, рассказывала новости с фронтов, приносила письма от родных и близких. Кстати, там же, под Томаровкой, мне вручили медаль «За оборону Сталинграда».

Потом Валя Солнышкина в составе своего полка участвовала в освобождении Харькова, а в сентябре 1943 года 18-летнюю девушку демобилизовали и отправили домой.

- Вернулась в Каменку, откуда уходила на фронт, - вспоминает ветеран. - Помню вся деревня вышла меня встречать. У меня даже губы болели, как меня целовали. Но жилось людям очень тяжело, был ужасный голод. . .

И снова в дорогу. В Шую же уроженка донских земель переехала с матерью на помощь к старшей сестре, которая осталась одна с маленьким ребёнком на руках. Здесь же встретила своего будущего мужа, фронтовика Николая Степановича Серого. Будучи женой офицера немало поездила по военным гарнизонам необъятного СССР. А после смерти супруга Валентина Михайловна более трех десятков лет работала в шуйском швейном училище. Так город на Тезе стал для донской казачки второй родиной.

.

Подробнее читайте на ...

михайловна валентина женщина фронт ветеран пленных сталинградском полка