Прерванный путь

Прерванный путь
фото показано с : sizvestiya.ru

2024-1-27 10:49

Эшелон с шуянами, ехавшими на помощь осажденному Ленинграду, разбомбили фашисты В 2-х км к северо-западу от станции Лом в Ярославской области, слева от ж/д путей, находится памятник, поставленный на месте братской могилы, где захоронены шуяне, направлявшиеся на трудовой фронт для возведения укреплений вокруг Ленинграда и попавшие под немецкую бомбардировку 13 октября 1941 г.


Об этой трагедии в Шуйском архиве хранятся воспоминания Вадима Васильевича Романова, который в 1941 году учился в индустриальном техникуме на втором курсе электротехнического отделения. «…По нашему городу и всей области быстро разнеслась трагическая весть о гибели людей, в том числе шуян, ехавших эшелоном на помощь осажденному Ленинграду… Все спрашивали себя, как это могло случиться? Они же были далеко от линии фронта…» Что же произошло в первую осень войны?
К октябрю 1941 года положение на фронтах было тяжелое. Немецкие войска приближались к Москве, был блокирован Ленинград. Жители городов нашей области тоже готовились к обороне, они привыкли, что их часто посылают рыть противотанковые рвы недалеко от города. В этот раз стало известно, что на работы повезут по железной дороге – значит, далеко, а куда, никто не знал. Начался отбор людей на предприятиях, в организациях, учебных заведениях города и района, в том числе и в техникуме, где учился Вадим Васильевич.
Большая часть студентов 1923 года рождения уже была отправлена на фронт, остались ребята 1924 и 1925 годов рождения. На общем собрании студенты 4-го курса механического отделения решили, что они поедут на трудовой фронт. В. В. Романов о сборах писал: «Я припоминаю эти напряженные дни сборов… помню взволнованные лица тех, кто поедет…». С собой необходимо было взять теплую одежду, продукты питания, ломы, лопаты. На трудовой фронт отправился и отец В. В. Романова – Василий Егорович, работавший тогда в артели «Металлист».
Всех отъезжающих собрали во дворе Шуйского торга на Советской улице. Там были студенты индустриального техникума, учительского института, рабочие гармонной, Шуйско-Тезинской, объединенной текстильной фабрик, завода фруктовых вод… Вадиму Васильевичу запомнились «…улыбающиеся лица молодежи и …задумчивые, суровые лица старших. …Шеренги мобилизованных прошли по Советской улице до железнодорожного вокзала». На вокзале всех рассадили в товарные вагоны, оборудованные для перевозки людей. Впоследствии Василий Егорович рассказывал, что в Иванове к составу присоединили еще несколько вагонов с мобилизованными из других районов области, куда везут, никто не знал, но вскоре стало известно – едут к Ленинграду возводить оборонительные сооружения.
В 1941 году случалось, что немецкие самолеты залетали глубоко в наш тыл. Особый интерес для них представляли эшелоны, направлявшиеся в сторону фронта. На одной из остановок сопровождающие эшелон преду­предили, что по дороге могут быть неприятности. Предупреждение встревожило людей, начавших прислушиваться к гудкам паровоза, но все верили – ничего не случится.
Отец Вадима Васильевича находился в вагоне в начале состава, в средних вагонах ехали студенты. Он вспоминал: «…Вдруг тревожно прерывисто засвистел гудок паровоза. В воздухе нарастал шум приближающегося самолета. Он летел на небольшой высоте со стороны паровоза, и вдруг раздался звук разорвавшейся бомбы. Состав сильно тряхнуло. С нашего вагона сорвало крышу… люди в панике стали выпрыгивать из вагонов под откос насыпи. В первый момент мы не знали, куда попала бомба. Часть вагонов накренилась, и люди просто вываливались из них. Я скатился под откос дороги и очутился на краю леса. Почувствовал острую боль в ноге. Оглянулся на состав… и ужаснулся от увиденного. Бомба попала в середину состава. Там, среди разбитого вагона было просто месиво из человеческих тел. Раздавались вопли, стоны, призывы к оказанию помощи. На ветках растущих под откосом деревьев висели окровавленные остатки одежды и части человеческих тел… Оставшиеся в живых старались помочь людям…».
Всех больше пострадали студенты, ехавшие в середине состава, было убито свыше 100 человек, молодых и полных жизни. Братской могилой им стала одна из образовавшихся воронок. В 1960 году на месте захоронения был установлен памятник, а в 1970 году — мемориальные доски. А не сдавшийся гитлеровцам Ленинград пережил 872 дня блокады. Окончательно снять блокаду города советским войскам удалось 27 января 1944 года.
Е. Шелехова,
МУ «Архив г. о. Шуя».

.

Подробнее читайте на ...

фронт студенты 1941 области трудовой состава лица паровоза