Старожил деревни Курьяниново поделился воспоминаниями о детских годах, пришедшихся на Великую Отечественную войну, о земляках, ушедших на защиту родины

Старожил деревни Курьяниново поделился воспоминаниями о детских годах, пришедшихся на Великую Отечественную войну, о земляках, ушедших на защиту родины
фото показано с : sizvestiya.ru

2022-6-22 12:38

Нина Афанасьевна и Александр Михайлович Киселевы относятся к поколению детей войны. Старожилы деревни Курьяниново многое повидали на своем веку. Вместе с краеведом Шуйского района Натальей Медведевой мы приехали к ним в гости.

Наташа занимается сбором информации о земляках-воинах Великой Отечественной войны. Рассказы Киселевых восполнят пробелы в истории Курьянинова.

Дом Нины Афанасьевны и Александра Михайловича добротный, ухоженный, с красивым палисадом и большим огородом.

«Это родительский дом, купили его перед войной. Родители в 1930 году, в феврале, венчались в церкви, в Зименках. Одиннадцать лет прожили, и — война. В 1962 году я дом отремонтировал. Каждый гвоздь вбит вот этими рукам», - говорит Александр Михайлович.

Я смотрю на натруженные мозолистые руки старика, слушаю его рассказ о нелегкой жизни и восхищаюсь его памятью. В 86 лет Александр Киселев помнит все, как будто это было вчера. А ведь когда началась война, Александру Михайловичу не было и пяти лет.

Старожил помнит, как в Зименках собрались всей деревней у сельсовета. Выступал председатель колхоза, предполагал, что выгоним фашистов с нашей земли за пару месяцев. Мужики обнимали жен и детей. На фронт земляки уходили из Зименок через Себерну.

«Припоминаю этот день. Было море слез. Не дай Бог еще такого», - вздыхает Александр Михайлович.

Перед Великой Отечественной войной в Курьянинове было сорок дворов. Изкаждого дома на фронт ушел отец, брат или сын. Вернулись немногие.

«Сосед Ося Быстров да брат Иван вернулись, Федя Вавилов жив остался. Саша Касаткин, Вася Дубов, Алеха Лисин погибли», - вспоминает Александр Михайлович.

В августе 1941 года на полях сражений под Стрельной сложил голову отец нашего собеседника – Михаил Степанович, ему было всего 34 года. В плену побывал дядя по отцу – Григорий Степанович. Второй брат отца — Федор Степанович – на фронте был ранен в ногу, выжил.

В сентябре 1941 года пал смертью храбрых дядя по маминой линии – Ефим Васильевич Смирнов. Выжил второй дядя - Михаил Васильевич Смирнов. В чине лейтенанта он вернулся домой. После войны женился, воспитал троих сыновей.

Александр Михайлович говорит сбивчиво, волнуется. Навострив черные ушки, подбегает к хозяину Кара, щенок русско-европейской лайки. Черная озорница то заглянет в глаза хозяину, то полижет руку, будто успокаивая его.

Трудно жилось Киселевым в войну без отца. Мать Марья Васильевна понемногу молола оставшиеся в сундуках рожь и пшеницу. Весной Александр со старшим братом Володей ходили за пять километров в деревню Польки, подбирали на колхозных полях оставшуюся после зимы картошку.

«Время тяжелое было. Из мороженой картошки оладьи делали - «тошнотики». Хорошо, корову держали. Молоко свое было, так и перебивались, - вспоминает Александр Михайлович, и слезы заволакивают глаза старика. - Мать работала в колхозе, мы как могли помогали».

Об окончании войны, о Великой Победе жители д. Курьяниново узнали от председателя колхоза Якова Коновалова. Стучался Яков Семенович в каждый дом: «Вой­не конец! Скоро наши вернутся домой».

Нелегко жилось на селе и в послевоенное время. В 1947 году хлеб по карточкам получали только рабочие Колобовской фабрики. Дети колхозников бегали к колобовской пекарне, часами ожидая, чтобы купить хлебушка.

Все детство Саши Киселева прошло в колхозе «Ударник». (В те годы в каждой деревне был свой колхоз – прим. автора). Там держали овец, коров, лошадей, свиней. Лошади были основной тягловой силой. Саша работал с 12 лет, мял сено, боронил пашню.

Помнит Александр Михайлович, как колхозники отдавали налоги государству за то, что держат скотину и птицу. Нужно было сдавать молоко, яйца, шерсть овец.

«Как-то мать не выработала сто трудодней, так у нас отобрали огород. Год не давали сажать. Мы с братом раскорчевали как могли небольшой участок, посадили на нем овощи. Через год опять отобрали. Колхозную лошадь в свою сбрую запрягали. Телегу, чтобы дров привезти, собирали из трех старых. Последние годы мать в колхозе почти бесплатно работала и, чтобы нас содержать, в 1948 году ушла работать в Колобовскую школу уборщицей», - рассказывает о тяготах послевоенного времени наш земляк.

Единственным развлечением курьяниновских детей была старинная русская народная спортивная игра «Городки».

Александру не было и 15 лет, когда он пошел учиться на столяра в шуйское ФЗУ. Азы профессии получал у мастера Шишкина. Два года учебы на полном государственном довольствии пролетели как один миг. Затем была служба в армии.

Вернулся Александр Киселев со срочной службы в 1958 году. И в Курьянинове на проводах в армию друга Матвея Четвертакова познакомился с красавицей Ниной. Это была любовь с первого взгляда.

Нина родом из соседских Зименок. Родители купили дом в Курьянинове, девушка переехала вместе с ними. В 1959 году молодые сыграли свадьбу. Всю жизнь Нина Афанасьевна проработала ткачихой на Колобовской фабрике. Александр Михайлович - столяр-краснодеревщик, плотник, мастер золотые руки, работал в колхозе «Ильич», а затем в передвижной строительной бригаде. Вместе Киселевы уже 63 года! Воспитали сына и дочь, вырастили внуков и троих правнуков. Часто дедушка Саша делится с ними своими воспоминаниями.

Многих сослуживцев, друзей он помнит до сих пор. Наталья Медведева привезла с собой списки земляков, составленных ею по выпискам из открытых интернет-источников Министерства обороны «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал», по архиву школы села Центральный, «Книги Памяти Шуйского района». И почти о каждом земляке Александр Михайлович пусть немного, но рассказал нам.

Например, Николай Пичугин участвовал в сражении под Варшавой. Станислав Васильевич Корольков, 1925 года рождения, вернулся домой, был ранен в ногу. После войны он работал слесарем в механической мастерской Колобовской фабрики. Помнит наш собеседник и об Андрее Васильевиче Рассадине, о Михаиле Алексеевиче Антонове, учителе, приехавшем в район из Ярославля, о Константине Федоровиче Кондакове, начальнике Колобовской пожарной части, об Иване Владимировиче Касаткине, пропавшем без вести, и его брате Михаиле Касаткине, служившем на Дальнем Востоке. . .

Без малого два часа Наталья Медведева расспрашивала Александра Михайловича Киселева. Любое воспоминание о земляках, пусть даже самое небольшое, ценно. По крупицам создается местная Книга Памяти. Это необходимо, чтобы в будущем имена всех земляков, участников Великой Отечественной войны, увековечить на Мемориале Славы в селе Центральный.

P. S. Когда читаешь или слушает рассказы живых свидетелей тех событий, поражаешься, насколько это сильные люди. На ум приходит только одно: «Гвозди б делать из этих людей, крепче б не было в мире гвоздей».

.

Подробнее читайте на ...

александр михайлович войны дом помнит колобовской мать великой

Фото: nashe-slovo.ru

О том, как сварщик верил в мечту и стал художником

Год назад в Тейковском районе появился новый памятник поэту Константину Бальмонту. Разговоры об этой скульптуре и ее необычном творческом замысле не утихают до сих пор, а значит, это то, что действительно заслуживает внимания. nashe-slovo.ru »

2018-10-16 09:57