2022-7-30 11:59 |
В сельском хозяйстве только упорный труд и накопленный годами опыт приносят результат Случается же такое! Второй раз попадаю на отел. На этот раз на ферме Михаила Постникова в деревне Трутнево, куда я приехала, чтобы написать репортаж, отелилась черно-пестрая коровушка.
К моему приезду новорожденную телочку уже отняли от матери и поместили в ясли. Уставшая роженица отдыхала, а хозяин заметно нервничал. «Вот-вот должен приехать ветеринар с шуйской ветстанции, капельницу поставить. Коровы после отела плохо себя чувствуют, им нужен кальций», - волнуясь, говорит Михаил Сергеевич.
Переживания фермера понятны. Михаил с детства трудится в сельскохозяйственной отрасли и знает цену всему: и отелам, и полученному удою, и выращенному урожаю. На селе ничего не бывает просто так.
Только ударный труд да еще накопленный годами опыт приносят результат. «Начинал с нуля. Занимался растениеводством. На арендованных землях сеял траву, заготавливал сено и продавал его. Выращивал картофель», - вспоминает мой собеседник нелегкие годы становления.
Позже Михаил Сергеевич приобрел земельный участок с полуразрушенным зданием. Восстановил его, выстроил гараж. Задумался о животноводческом направлении деятельности, завел коров. В 2016 году получил первый грант и построил ферму на 60 голов. Купил автомат для продажи молока, установил его в торговом центре «Серебряный город». Нарабатывал клиентскую базу. Дела пошли в гору.
Поголовье буренушек росло. И Михаил Постников решил построить новую современную ферму-телятник. Сейчас продуктивное стадо молодого фермера насчитывает 30 голов коров костромской и черно-пестрой породы. Сто телят и телочек стоят на откорме. В 2020 году фермер получил государственную поддержку — грант больше 2 миллионов рублей. Приступил к строительству, но досрочно реализовать план не смог. Пандемия внесла свои коррективы в планы животновода. «Все это время работали в ноль, а то и в минус. До сих пор не можем оправиться. В два раза подорожали строительные материалы, корма. За электричество плачу по 30 тысяч рублей в месяц. Для меня это очень дорого», - переживает Михаил, но отказываться от своей идеи не собирается.
«Задержали стройку. Если бы не пандемия, проект реализовали бы еще в прошлом году. Сейчас заготовим сено, и все силы бросим на строительство телятника», - рассказывает Михаил Постников и приглашает осмотреть строительство.
Будущую ферму охраняет крупная среднеазиатская овчарка по кличке Ума. Серьезный охранник рычит и рвет на цепи, завидев непрошеного гостя. Михаил отгоняет собаку, ласково поглаживает, я же успеваю пройти на объект. В телятнике осталось только дооборудовать стойловые места и молодняк можно будет переводить в новое помещение.
Нехватка работников — еще одна немаловажная проблема. Но содержать большой штат фермеру пока не под силу. Сейчас в КФХ почти семейный подряд. Трудятся отец Сергей Аркадьевич, жена Анастасия, брат Виктор и друг Павел Мокрушин, а еще Наталья Дорских и Андрей Музжавлев. У каждого свой круг обязанностей. Во время заготовки силоса и сена ответственный за прессование зеленой массы Михаил. Виктор косит, Павел помогает грузить силос и увозит на грузовой машине. Андрей — тракторист и скотник. Наталья работает на ферме дояркой. Молоко к отправке по розничным точкам готовит Настя. А Виктор Сергеевич еще и ответственный за ремонт техники — четырех тракторов и ГАЗели.
Сам же Михаил Сергеевич успевает совмещать несколько специальностей. Он и агроном, и зоотехник, и бухгалтер, и менеджер по продажам, и механик. «Очень тяжело, 24 часов в сутках мало. Но ни дня не пожалел, что стал фермером», - признается Михаил.
Слушая его рассказ, ловила себя на мысли, что уж с такими-то трудолюбивыми людьми мы точно не пропадем. И пусть галдит «просвещенный» Запад о грядущем мировом продовольственном кризисе, уверена, что мы без продуктов не останемся. Будут на нашем столе и хлеб, и молоко.
Осмотрев стройку, мы направились в поле, где пасется на зеленой травушке дойное стадо. По пути Михаил рассказал, что весной на него напал племенной бык, купленный в одном из племхозяйств Шуйского района. «Бык буйный. Убежал к соседям. Я взял палку, чтобы загнать его, а она сломалась. Увидев это, бык давай меня валять. Пришлось даже обращаться за медицинской помощью, а рогатого производителя, хоть и жалко было до слез, пустить под нож», - рассказывает Михаил, показывая шрам над глазом.
Почувствовав мое паническое настроение, фермер успокаивает меня. Мол, в стаде, куда мы шли, быка нет. Коровы все спокойные. «Дочи, дочи, дочи», - раскатисто-зычно зовет Михаил буренушек. Те сразу навострили уши, повернули головы в нашу сторону, но не тронулись с сытного места. Только одна медленно направилась в нашу сторону, черная буренушка, сестра отелившейся перед моим приездом коровы. «Эта кормилица отелилась три недели назад. Они с сестрой похожи, я их различаю по седине на морде», - ласково поглаживая коровушку, говорит Михаил.
Замечаю, что пастуха рядом со стадом нет. Оказывается, эту функцию выполняет специальное приспособление - электропастух. Коровушки благодаря ему не уходят с огороженной территории, мирно пасутся и дают неплохие удои - 24-25 литров молока в сутки.
Лето. Страда. Чтобы буренушки хорошо доились и зимой, не голодали, фермер заготовил 500 тонн силоса, закупил комбикорм. Кормов хватит до весны. Интересуюсь у Михаила, а где можно купить фермерское молоко? И удивляюсь. Оказывается, «мычащий» автомат в «Главмаге», мимо которого я прохожу каждый день, заправлен молоком с его фермы. В торговой линейке КФХ Постникова есть пастеризованное и топленое молоко, сыр «Адыгейский». Продукция реализуется в розничных точках. Сейчас заключаются договоры на поставку в небольшие магазины Шуи. Обязательно попробую, поддержу местного производителя. И вам советую.
.Подробнее читайте на sizvestiya.ru ...