О шуйских фамилиях...

О шуйских фамилиях...
фото показано с : sizvestiya.ru

2023-2-12 10:54

Примерно 90 процентов населения нашего края получили официальную фамилию только во второй половине XIX века Абсолютно точно происхождение фамилии можно определить только в редких случаях, у подавляющего большинства людей – с разной степенью вероятности.

Распространенную фамилию Иванов носили как простые крестьяне, так и представители дворянских родов. В начале XIX века шуйским уездным судьей был потомственный дворянин А. М. Иванов. В том же столетии в шуйской округе жил дворянин Николай Венедиктович Кругликов, а в Шуе был его полный тезка – мещанин Н. В. Кругликов. Поэтому, если вы носите фамилию Куракин, то это не дает никакой гарантии о принадлежности к знаменитому княжескому роду. В середине XIX века в нашем городе жили мещане Куракины.

Появление у отдельных крестьянских родов «дворянских» фамилий может быть простым совпадением, а иногда объясняется тем, что после отмены крепостного права крестьяне «брали» фамилию от своих бывших хозяев (на вопрос «чьи вы будете» отвечали «Голицыны мы», т. е. крепостные князя Голицына). Так, в деревне Василево близ Шуи в XIX веке жили крестьяне Пожарские, владельцами которых был род дворян Пожарских.

Есть фамилии «говорящие» – отражающие ремесла и занятия их первых носителей. Были когда-то в Шуе купцы и мещане Холщевниковы, Пряхины, Иконниковы, Калашниковы, Каретниковы, Натдачины. Последняя фамилия происходит от русского слова «наддача», т. е. добавка, наценка.

Особый тип фамилий – так называемые «семинарские», т. е. фамилии представителей духовенства. Такие шуйские фамилии, как Введенский, Вознесенский, Казанский, Светозаров, в старые времена принадлежали, как правило, служителям церкви. Фамилии Цветаев, Правдин, Миловский, Добродеев, Тихонравов также часто встречаются в духовном сословии. Были у шуйского духовенства и фамилии с греческим и латинским корнями: Гиляревский (от слова «смирный»), Сперанский («подающий надежду»), Капацинский («способный»), Парвицкий («маленький»), Руберовский («красный»). Такие фамилии «со смыслом» часто давали ученикам в духовном училище.

Большинство же фамилий идут от имён и прозвищ (некалендарных имен). Фамилии типа Петров, Иванов, Фомин и т. п. появились, как правило, во второй половине XIX столетия от отца или деда, носившего имя Петр, Иван, Фома. Другая часть фамилий (Ершов, Гусев, Шорыгин) имеют более сложную историю: в основе их прозвище («второе имя») чем-то отличившегося предка, жившего в XVIII или XVII веке. Как ни странно, неграмотные (в нашем понимании) крестьяне часто сохраняли родовую фамилию (в устной традиции) в течение 100 и более лет, и лишь в последние десятилетия XIX века эти древние фамилии были оформлены документально в церковных книгах.

В каждой приходской церкви велись метрические книги. В них отражались все главные события жизни людей: рождение и крещение, венчание, смерть. Фактически церковь тогда выполняла функции современных отделов ЗАГС, поэтому главным официальным документом по истории фамилий являются именно метрические книги, ныне хранящиеся в областном архиве.

Примерно 90 процентов населения нашего края получили официальную фамилию только во второй половине XIX века, т. е. примерно 150 лет назад. Причем фамилии в тот период у части людей были неустойчивые, поэтому нередко встречаются в документах двойные фамилии. В 1880-1890-е годы в Шуе жили:

Иван Федотов Федотов, он же Лисин;

Руф Степанов Степанов, он же Кузнецов;

Егор Алексеев Алексеев, Ляховкин тож;

Иван Лаврентьев Секерин-Секирин тож;

Стефан Никитин Богадельнов, Богаделенный тож;

Алексей Алексеев Алексеев, Баранов тож.

В такой записи (Алексей Алексеев Алексеев) второе слово является отчеством: в те времена люди из «простых» сословий (крестьяне и мещане) писались без «вичей».

Фамилии, «дублирующие» отчество, стали встречаться гораздо чаще в конце XIX века, когда от священников стали требовать обязательно указывать в метрических книгах фамилию. В 1888 году был опубликован специальный указ сената, гласивший: «. . . Как обнаруживает практика, и между лицами, рожденными в законном браке, встречается много лиц, не имеющих фамилий, что вызывает существенные недоразумения, и даже иногда злоупотребления. . . Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Когда у человека не было фамилии, то служитель церкви, заполняющий метрическую книгу, часто переписывал отчество в фамилию или поступал еще проще. В 1904 году в Никольской церкви в нашем Мельничном крестил своего сына «московский мещанин Гавриил Иоаннов без фамилии». Скорее всего, эта семья в будущем пополнила число Ивановых.

Вообще, в те годы можно было фактически выбрать себе фамилию. Большинство людей тогда этим особо не озаботились, хотя некоторые использовали свой шанс.

Первая группа таких людей – «обрусевшие» иностранцы. В XIX веке в Шуе появились новые жители: «бывший турецкий военнопленный, принявший христианскую веру, ныне шуйский мещанин Михаил Васильевич Каретников»; «бывший испанский подданный Франц Пиамонт, а ныне шуйский мещанин Федор Иванов». Исидор Гудзь стал шуйским мещанином Федором Даниловичем Даниловым.

Также встречаются случаи замены фамилии на более благозвучную, особенно среди купеческого и мещанского сословий. В Шуе до революции была известная типография И. С. Лимонова (после 1917 г. имени Фрунзе), выходца из крестьян Нижегородской губернии. Настоящая фамилия хозяина типографии – Филимонов. Как видим, первые две буквы – долой, и получается «приличная» для торговца фамилия.

Напротив рынка ныне находится ничем внешне не привлекательное трехэтажное здание, но вошедшее в шуйскую историю как дом «Лондон», владельцем которого был купец В. Ф. Ильин. Название дом получил по находящейся здесь известной в Шуе гостинице «Лондон», которую в начале XX века содержал мещанин А. П. Пушкин. У него же имелся дилижанс, который выезжал на вокзал к поезду за пассажирами. Ранее же мещанин Пушкин носил фамилию Кислов. Согласитесь, что фамилия великого русского поэта имеет маркетинговый эффект.

Красивые фамилии («под заграницу») встречались до революции не только в Шуе, но и в близлежащих селениях. В деревне Трясучево жил крестьянин Анатолий Бельгам, в селе Васильевском служил диакон Василий Вог-де-Камю. А первенство по оригинальности фамилии следует признать за крестьянином Череповецкого уезда Николаем Робинзон-Крузо, венчавшемся в 1909 году в селе Мельничном. Впрочем, наша газета об этом уже писала в августе 2022 года.

.

Подробнее читайте на ...

фамилии фамилию xix шуе века фамилий алексеев мещанин