2021-10-5 12:16 |
Ветеран МВД Владимир Комлев о милицейских буднях Диалог с вором-рецидивистом, бравшим «на слабо» его, молодого милиционера, Владимиру Комлеву врезался в память. Раскрыть спланированное преступление Владимир Николаевич смог за считанные часы.
«Как догадался?» - чуть не поперхнулся водкой подозреваемый в грабеже киоска на Нагорной улице, неожиданно увидев на пороге своего дома выросшие из ниоткуда рослые фигуры милиционеров. «Ты же сам сказал, что проверишь мою работоспособность», - парировал Комлев. Вор, не успев отпраздновать удачный налет и насладиться добычей, был закован в наручники и доставлен в отдел на Советскую.
Владимир Николаевич Комлев родился и вырос в Шуе. В милицию, по его личному признанию, пришел служить случайно.
- Не случайно, а благодаря старшему брату и Виктору Левашову, - поправляю я своего собеседника, зная немного историю его милицейской службы.
После армии Владимир Комлев работал поммастера на «Малой красной», а его старший брат - Венер Николаевич - служил в милиции, раскрывал преступления, участвовал в спецоперациях по задержанию бандитов. Однажды Владимир побывал у него на службе, послушал рассказы бывалых оперативников, пообщался с Виктором Левашовым, и романтика милицейской жизни с головой накрыла его, да так, что наутро в фабричном отделе кадров лежало заявление об увольнении.
Служба в милиции началась под руководством Геннадия Ивановича Носова участковым уполномоченным. А участок молодому сотруднику достался не из легких, территория большая: Яскино, Юрчаково, Пушкинские.
- У меня были хорошие учителя, - вспоминает Владимир Николаевич. - Оперативник Венер Александрович Королев - замечательный человек, досконально знал свою профессию, научил меня азам работы с населением.
Первый совет, который получил новоиспеченный участковый: «Знай свою территорию и жителей как свои пять пальцев, держи связь со старшими по улице». И ежедневные подомовые обходы с проверкой прописки и отметкой в домовой книге стали для Комлева правилом. Участковый знал, кто чем занимается, где работает, сколько детей в семье.
А вскоре Владимир Николаевич возглавил службу участковых. С людьми на участке работали одновременно участковый и оперативный сотрудник. Совместная работа, знание контингента помогали в раскрытии преступлений. Но Комлев тянулся к знаниям.
- Проработав какое-то время, я понял, что юридических знаний мне не хватает и, посоветовавшись с супругой, поступил заочно в Горьковскую школу милиции, - вспоминает мой собеседник.
Жена Владимира Николаевича — Любовь Эньевна - к тому времени училась в институте. Семья ждала пополнение. Трудно было, но молодые справлялись.
Владимир Комлев прослужил в Шуйском отделе милиции более 30 лет, руководил дежурной частью, работал в уголовном розыске, а закончил службу в должности начальника штаба. После выхода в отставку бывшему оперу еще долго снилась любимая работа.
Помните выражение «как кур в ощип попал»? А ведь оно помогло Комлеву раскрыть двойное преступление.
- Приехали на задержание вероятного убийцы, а он нервничает. Я подошел к подоконнику, мужчина заметно напрягся. Думаю: что случилось? Спрашиваю: «Что ты как кур в ощип попал?» А он в ответ: «А ты откуда знаешь?» Я занавеску откинул, а там тушка петуха. Оказывается, накануне убийства мужчина украл петуха в одном из подворий, - рассказывает Владимир Комлев.
Не только работа с населением, но и тесное взаимодействие с прокуратурой давало свои плоды. Прокурор Владимир Николаевич Никифоров часто проверял законность милицейских материалов, обсуждал их с Комлевым и, если что-то было не так, возвращал на доработку. Помнит ветеран МВД до сих пор и добрые советы Стефана Агеевича Кулаженкова, к которому можно было обратиться за помощью в любую минуту.
Вспоминает Владимир Николаевич, как долго выстраивал вместе с прокуратурой тактику общения с убийцей. Тот долго не сознавался, и было решено прорабатывать ситуацию в зависимости от его ответа на каждый вопрос следователя. Если не хватало улик, прекращали допрос и искали дополнительные доказательства. Три дня спустя следователи докопались до истины. Мужчина сознался, преступление было раскрыто.
А еще в шуйской милиции работал отдел профилактики преступности. Его сотрудники вели не только надзор за контингентом, вернувшимся из мест лишения свободы, но и отслеживали информацию, поступающую из газет, анализировали, что могло способствовать преступлению, и устраняли эти причины.
- Например, в Яскине вечером произошла драка. Хулиган наказан, но, чтобы подобного не повторилось, милиционеры добивались изменения в графике работы автобуса, чтобы шуяне добирались домой не пешком, а на автобусе. Если плохое освещение в районе, где произошло нападение, информировали об этом директора горэлектросети Чиркова. Два-три дня - и лампочки висели на столбах. Совместная работа с руководством предприятий давала свои результаты, - делится мой собеседник и вспоминает своего коллегу Германа Крылова, который был непревзойденным знатоком своего участка.
Коллеги прозвали Германа Тимофеевича Крылова «шуйским Аниськиным» за дотошность и справедливость. Жил он в деревне Мортимоново, но приехать к нему за советом милиционеры могли в любое время.
А сейчас за советом молодые полицейские обращаются уже к Комлеву. «Быть милосерднее, добрее, человечнее», - советует Владимир Николаевич и вспоминает эпизод, когда ему, ответственному дежурному, позвонил наряд с просьбой разрешить довезти до Дунилова женщину с двумя маленькими детьми, прибывшую поздним вечером из Москвы.
- Дело было зимой. Наряд, дежуривший у вокзала, заметил женщину с детьми и поклажей. Подъехали, спросили: «Откуда? Куда?». Автобусы уже не ходят, такси нет. Обстановка позволяла, и я разрешил сотрудникам довезти семью до родственников. Если бы не сделали этого, мало ли что могло случиться с московскими гостями. . . - делится Комлев.
Стражи правопорядка относились с пониманием к людям и в каждой ситуации разбирались досконально.
.Подробнее читайте на sizvestiya.ru ...